Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №19 г. Верхняя Тура
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №19
Н.И. Жиделева
Приказ №92/1-д
от «28» августа 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями
развития (вариант 2)
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МБОУ СОШ №19 фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время,отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
В 2024-2025 учебном году в МБОУ СОШ №19 реализуется адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант
2), разработанная в соответствии
с Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1-10 классы.
Нормативными документами для работки учебного планы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» от 22.03.2021 № 115;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022
№ 69;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3
Устав МБОУ СОШ №19
адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными
нарушениями развития (вариант 2) и др.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план)
составлен в соответствии Федеральным учебным планом образовательных
организаций Российской Федерации (далее - учебный план), реализующих
ФАООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальныйобъем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
с
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития разных нозологических групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
4
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на русском языке государственном языке Российской Федерации.
Учебный план АООП (2 вариант), включает две части:
I – обязательная часть, включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами:
1. Речь и альтернативная коммуникация;
2. Математические представления;
3. Окружающий природный мир;
4. Человек;
5. Домоводство;
6. Окружающий социальный мир;
7. Музыка и движение;
8. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
9. Адаптивная физкультура;
10. Профильный труд.
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные
мероприятия.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами:
Сенсорное развитие
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в форме индивидуальногрупповых занятий.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими
занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное
соотношение
осуществляется
общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
5
нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не
более 1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 классы), 1700 часов на II этапе
обучения (5 - 9 классы) и 1020 часов на III этапе (10 - 12 классы). Из 10 часов
внеурочной деятельности в неделю 6 часов отводится на реализацию
коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
также неотъемлемой частью образовательного процесса.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных Стандартом, федеральнымучебным
планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания,
а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с обществом.
Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
«Цветик- семицветик», социально-эмоциональное развитие личности;
«Веселые нотки», творческое развитие личности.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП и СИПР определяет образовательная организация и фиксирует в учебном
расписании.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе
требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную
6
индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую
специфические образовательные потребности обучающихся.
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(СИПР),
разрабатываемая на основе АООП, включает индивидуальный учебный план
(далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные
курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной
в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная
нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального
учебного плана составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором
определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов
с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных
планах
объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми
нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной
направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Для
обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют
осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка
для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий
в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом.
Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем
их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается
в расписании занятий.
При составлении СИПР выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение осуществляется Организацией
самостоятельно на учебный период, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации
инвалида,
требований,
установленных
в
Постановлении Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП (2 вариант) образования
Организация определяет на период учебного года.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
7
«среднего» обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося
опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам
обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один
ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все
обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
"среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося
опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
В таблицах представлен недельный учебный планы
Недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10 в класс
Классы /
Предметные
Количество часов в
Учебные предметы
области
неделю
10 б
Всего
I. Обязательная часть
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
2.1 Математические представления
2
2
2
2
3.Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
2
2
3.2 Человек
-
-
3.3 Домоводство
5
5
3.4. Окружающий социальный мир
3
3
4.1 Музыка и движение
2
2
4.2 Изобразительная деятельность (лепка,
рисование, аппликация)
5.1 Адаптивная физкультура
-
-
2
2
4. Искусство
5. Физическая
культура
8
6. Технологии
6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия
Итого
5
2
25
5
2
25
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
2. Коррекционно-развивающие занятия
30
30
2
2
2
2
Итого коррекционные курсы
4
8
Количество учебных занятий, включая коррекционные курсы
29
38
Внеурочная деятельность: 5 дней «Цветик- семицветик»
2
2
«Веселые нотки»
*Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется Организацией самостоятельно на учебный период, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
Содержание и количество индивидуальных и групповых занятий устанавливается
индивидуально на один учебный год в СИПР обучающегося.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования.