РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ВЕРХНЯЯ ТУРА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 г. Верхняя Тура Свердловской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ СОШ № 19
_______________ Н.И. Жиделева
приказ №4-д от 16.01.2025
ПЛАН РАБОТЫ
(дорожная карта)
по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних
иностранных граждан,
подлежащих обучению по образовательным программам начального общего,
основного общего
и среднего общего образования в МБОУ СОШ №19 города Верхняя Тура
на 2024-2025 учебный год
Цель: создание условий, содействующих социальной адаптации детей к
системе образования и в целом к жизни.
Задачи:
1. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
2. Формирование культурной компетентности обучающихся.
3. Воспитание коммуникативной
культуры несовершеннолетних
иностранных граждан,
умения общаться
с
представителями разных культур.
4. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
5. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Практическая значимость плана и ожидаемые результаты
План по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан нацелен на
оказание специальной помощи обучающимся, направлен на раскрытие внутреннего потенциала
личности, активизацию его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме.
План (дорожная карта)
по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
по МБОУ СОШ №19 города Верхняя Тура на 2024-2025 уч.год
№
п/п
Мероприятие
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1. Педагогическая диагностика
1
Учет детей иностранных
граждан, нуждающихся
в языковой и
социокультурной
адаптации в 2024/25
учебном году
Сбор сведений о вновь
прибывших обучающихся
Сентябрь
Классные руководители
2
Диагностика владения
русским языком
Оценка уровня учебноязыкового потенциала
Сентябрь
МО учителей русского
языка и литературы
3
Диагностика
готовности к
освоению ООП
Определение уровня
подготовки для обучения
в классе
Сентябрь
Учителяпредметники
4
Определение уровня
сформированности
УУД
Оценка эмоциональноволевой, познавательной и
личностной сфер.
Исследование уровня
памяти, внимания,
мышления, речевых
навыков
Сентябрь
Педагог- психолог.
Классные
руководители
5
6
Диагностика
социально-бытовых
условий
Диагностика детскородительских отношений,
микросреды и условий
жизни.
Оценка уровня
удовлетворенности
бытовыми и
социокультурными
условиями.
Формирование
индивидуального
образовательного
маршрута
обучающегося
Заседание по итогам
диагностической
работы
Сентябрь
Сентябрь
Классный
руководитель
Администрация
ОО,
Классные
руководители.
2. Культурно-языковое сопровождение
Включение
обучающихся в
культурно-языковую
среду
Организация занятий по
рабочим программам курсов
внеурочной
деятельности «Учим
русский язык» (1–4-е
классы) и «Русский как
иностранный» (5–9-е
классы)
Сентябрь–
май
2
Включение
обучающегося в
культурные мероприятия
класса, и школы
Мотивация к участию в
конкурсах, олимпиадах,
внеурочной
деятельности
В
течение
года
Классный
руководитель,
Учителяпредметники
3
Включение
обучающегося в
проектную
деятельность
Мотивация к участию в
проектной
деятельности, помощь в
выборе темы и
разработке проекта.
В
течение
года
(по
плану)
Классный
руководитель.
В
течение
года
Классный
руководитель
1
Заместитель по
УВР.
Классный
руководитель
Учителяпредметники
Представление проекта на
школьной научнопрактической
конференции
4
Организация
мероприятий по
профилактике
экстремизма и
формированию
толерантности
Планирование и
проведение внеурочных
мероприятий по
профилактике экстремизма и
формированию
толерантности
3. Социально-психологическая поддержка
Коррекционные занятия по
повышению уровня
адаптации и социализации
обучающихся в
образовательном
пространстве
Групповые и
индивидуальные занятия
по развитию
коммуникативных навыков
детей иностранных
граждан
1
Групповые и
индивидуальные
коррекционноразвивающие
занятия
2
Групповые,
индивидуальные
коррекционноразвивающие занятия
«Школа общения»
3
Консультирование
родителей по
вопросам
образовательного
процесса
Организация консультаций
для родителей по вопросам
образовательного процесса
4
Консультирование
родителей по
вопросам
социокультурной
адаптации
обучающегося
5
Развитие
профессиональных
компетенций
педагогов по языковой
и социокультурной
адаптации детей
иностранных граждан
Организация консультаций
для родителей по вопросам
создания условий для
языковой
и социокультурной
адаптации
обучающегося в семье
Тренинг для педагогов по
развитию
профессиональных
компетенций.
Изучение методических
рекомендаций по
проведению языковой
диагностики обучающихся
слабо владеющих или не
владеющих русским
языком, осваивающих ООП
Сентябрь–
ноябрь
Классный
руководитель
В
течение
года
Классный
руководитель
В течение
года
Заместитель
директора по
УВР.
В течение
года
Сентябрь октябрь
Учителяпредметники
Заместитель
директора по ВР.
Заместитель
директора по ВР.
Ожидаемые результаты
1) Создание в школе единой целостной системы воспитания детей и подростков.
2) Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре,
традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм
общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций.
3) Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет
использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик и технологий,
личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач.
4) Социальная
адаптация
и
социализация,
профессиональное
самоопределение
несовершеннолетних иностранных граждан. Укрепление воспитательного потенциала семьи.
5) Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной
направленности.