Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №19
______________Н.И. Жиделева
Приказ № 4-д от 16.01.2025г.
Перспективный план развития
школьной библиотеки
на 2025-2030 гг.
2025 год
2
Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей
библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую
функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования.
Основная цель развития библиотеки:
создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого
мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и
патриотического самосознания;
оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы;
воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства чтением,
желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни, содействие и помощь в
развитии творческих способностей детей, формировании духовно богатой, нравственно здоровой
личности,
реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию
обучающихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других
библиотек и систем.
Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие задачи:
Создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их в
проектную и исследовательскую деятельность.
Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных
услуг.
Поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и чтения.
Помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень информации
школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию
информационной грамотности и информационной культуры школьников, как обязательного
условия обучения в течение всей жизни.
Координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими школьными и
детскими библиотеками района.
Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием времени.
Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления
деятельности:
Основные направления деятельности:
формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного
национального проекта «Образование», ФГОС;
внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты,
разрабатываемые школой;
пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в
соответствии с Уставом и задачами школы;
расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на
основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование деятельности
библиотеки;
переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование
управления библиотекой.
Основные задачи работы библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечнобиблиографического и информационного обслуживания обучающихся, родителей и
педагогического коллектива школы.
3
Формирование у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры
чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая
поддержка читательской деятельности.
Совершенствование библиотечных технологий.
Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования,
саморазвития достоинства личности ребенка.
Внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания
читателей;
Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и обучающихся с целью
эффективного формирования информационного массива;
Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка
педагогической информации;
Повышение эффективности внутри библиотечной работы.
Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.
Дальнейшее комплектование фонда.
Анализ текущего состояния библиотеки:
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое
обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский
процессы школы.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими
в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в образовательной
организации перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С
его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать
знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять
кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного,
всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и
нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
динамичное развитие школы, расширение области исследований;
внедрение предпрофильной и дистанционной систем обучения;
акцент на самостоятельную работу учеников;
активное внедрение компьютерных технологий;
увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является внедрение новых
информационно-коммуникационных технологий.
Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
повышение квалификации библиотекаря;
повышение читательской и информационной грамотности участников
образовательных отношений;
расширение материально-технической базы библиотеки;
мониторинг деятельности.
4
Основные мероприятия
1. Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках приоритетного
национального проекта «Образование»
№ Мероприятия
Сроки
Ответственные
п/п
1.
Изучение новой нормативно-правовой базы, постоянно
библиотекарь
обеспечивающей
полноценное
функционирование библиотеки
2.
Разработка механизма формирования фонда ежегодно до библиотекарь
литературы по предметам, блокам дисциплин,
31.05
с учетом дополнительных подготовок
и квалификаций в соответствии
с государственными требованиями
к профессиональной подготовке
3.
Ознакомление с вновь издаваемой литературой по
мере библиотекарь
(издательства «Просвещение», «Дрофа» и др.)
поступления
каталогов
4.
Отработка и использование системы учета ежегодно
библиотекарь
индивидуальных потребностей читателей на
услуги
библиотеки
в
соответствии
с
образовательными программами
5.
Предоставление массовой и индивидуальной по
мере библиотекарь
информации о новых книгах, о поступлениях поступления
книг
6.
Совершенствование
системы
справочно- ежегодно
библиотекарь
информационного обслуживания для более
быстрого и точного поиска информации
читателями
7.
Комплектование и обработка новых поступлений по
мере библиотекарь
поступления
8.
Проведение выставочной и образовательной постоянно
библиотекарь
работы
в
области
повышения
уровня
информационной культуры читателей
2. Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе
внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материальнотехнического обеспечения
№ Мероприятия
Сроки
Ответственные
п/п
1.
Участвовать в изучении и внедрении в практику 2025/2030
библиотекарь
работы школьной библиотеки передовых
технологий, современных информационных
новинок
2.
Программное обеспечение. Осуществление 2028
библиотекарь,
работы компьютерной зоны.
учитель
информатики
3.
Активизация
использования
баз
данных 2025-2030
директор
школы,
читателями школы за счет возможностей
заместитель по УВР,
локальной сети
библиотекарь
4.
Пополнение и обновление Web-страницы регулярно
библиотекарь,
библиотеки на сайте школы
заместитель по УВР
5
5.
6.
7.
Участие
в
проведение
совместных
исследовательских
проектов,
акций,
презентациях, выставках
Повышение
комфортности
и
качества
обслуживания читателей за счет модернизации
читального зала (ноутбуки, точка доступа Wi-Fi,
проектор, экран, брошюратор)
Изменение дизайна интерьера библиотеки,
проведение капитального ремонта
постоянно
зам. директора по
УВР, библиотекарь
по
финансовому
плану
директор,
зам. директора по
АХЧ, библиотекарь
по
финансовому
плану
директор,
зам. директора по
АХЧ, библиотекарь
3. Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой
№ Мероприятия
Сроки
Ответственные
п/п
1.
Развитие отношений с партнерами из внешней 2025-2030
библиотекарь
среды
2.
Стимулирование
роста
мастерства
и 2025-2030
зам. директора по
квалификации библиотекаря через прохождение
УВР, библиотекарь
курсов повышения квалификации, стажировок,
аттестации
3.
Инициирование проведения на базе библиотеки постоянно по библиотекарь,
культурно-массовых
мероприятий, плану работы преподаватели
направленных на профессиональное развитие
школы
школьников
и
преподавателей
(кружки,
мероприятия к знаменательным праздникам,
недели книги и т. п.)
4.
Участие в работе коллективных объединений, ежегодно
библиотекарь
способствующих повышению качества оказания
библиотечных услуг (МО, редакционный совет и
т. п.)
5.
Соблюдением санитарных норм и требований к постоянно
библиотекарь
школьной библиотеке
Ожидаемые результаты:
создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей
библиотеки;
обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями
школы;
разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными
нормами, государственными требованиями к уровню подготовки;
развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационнокоммуникационных технологий;
создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;
развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений муниципального
образования;
совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения
менеджментом качества;
развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями
школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения
вариативных технологий в образовательных учреждениях района;
освоение способов технологического обеспечения запросов читателей по средствам
единой образовательной среды школы;
6
повышение
качества
библиотечного
обслуживания
через
профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки.
повышение
Сроки и этапы реализации перспективного плана 2025-2030 годы:
На первом этапе предусмотрены (2025-2027 годы) работы, связанные с разработкой
системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и
экспериментов.
На втором этапе (2027-2028 годы) приоритет отдается осуществлению методического,
информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2028-2030 годы) реализуются мероприятия, направленные на
внедрение и обобщение результатов работы.
Механизм реализации перспективного плана:
В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС
ООО, МБОУ СОШ №19, Положением о библиотеке МБОУ СОШ №19 и данной Программы
предусматривается ежегодное формирование следующих документов:
годовой план работы библиотеки;
годовой аналитический отчёт работы библиотеки.
Библиотекарь разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат,
необходимых на проведение каждого мероприятия; организует работу коллектива по
выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности
реализации данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских
собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий.
Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и задачами, оценивается
один раз в год на педагогическом совете.
Оценка эффективности реализации перспективного плана:
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения ожидаемых
конечных результатов.
Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом интегральных
показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий
и работ по отношению к целям и задачам Программы, а также к основным направлениям и срокам
ее реализации.