этика 10-12
поправленная.docx
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 10 – 12 классов
г. Верхняя Тура
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 10-12
классов, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа адаптирована для категории
обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рабочая программа
учитывает особенности познавательной деятельности детей, обеспечивает реализацию прав
граждан с отклонениями в развитии на получение образования, коррекции нарушения
развития, социальной адаптации в условиях специального коррекционного обучения.
Цель программы обучения русскому языку обучающихся с умственной отсталостью
заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также
совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры
человека.
Содержание курса «Русский язык» включает в себя набор необходимых жизненно
значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису, которые
помогут воспитанникам успешному включению в жизнь, трудовую деятельность в
условиях современного производства.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических
нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Программа учебного предмета разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. №1026);
– Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28);
- Санитарные правила и нормы САНПИН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 №2);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
- Программа «Русский язык и развитие письменной речи» (сборник Программнометодическое обеспечение для X-XII классов с углублѐнной трудовой подготовкой в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией
А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., составленный по заказу Министерства образования
и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-
инвалиды»);
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области (в том числе внеурочной деятельности) в соответствии с
требованиями ФГОС, ФАООП в МАОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с
ОВЗ №35».
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой
обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предполагается с использование учебного пособия «Русский язык 10-12класс»,
разработанного Ивановой НН, учителем русского языка и литературы МАОУ «ОШО с ОВЗ
№35»
Объем
часовой
учебной
нагрузки,
определенный
учебным
планом
общеобразовательного учреждения для реализации учебного предмета:
в 10 классе программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю);
в 11 классе программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю);
в 12 классе программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю);
Срок реализации программы: 3 года.
Проверка знаний и умений обучающихся проводится после изучения темы. Форму
проверки учитель определяет самостоятельно с учетом уровня возможностей,
целесообразности, пожеланий обучающихся.
Контрольные работы проводятся 2 раза в год по итогам первого и второго полугодий.
Обучение ведется с учетом разноуровневых требований к оценке достижений
обучающихся, учитывающих психофизические возможности конкретного ученика.
Так минимальном уровень (1-в) рассчитан на учащихся, нуждающихся в
незначительной активизирующей помощи
учителя. Воспитанники
работают
самостоятельно по образцу в полном объеме, допускается оказание индивидуальной
помощи учителя.
Достаточный уровень (2-в) предлагается детям со сниженным темпом работы, менее
самостоятельным в выполнении всех видов работ. Учебный материал дается тот же,
допускается снижение объема материала, уровня трудности, степени самостоятельности
выполнения заданий. Предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке,
исключаются, при необходимости трудные темы.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АОП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП УО предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно
они обеспечивают
овладение
комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических эмоционально-нравственной отзывчивости чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АОП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения по литературному чтению, готовность их применения.
Предметные
результаты
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
ФАООП УО определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Для каждой группы обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определены свои требования к освоению
программы.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими
образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета "Русский язык"
10 класс
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать
Знать основные формы речи — монолог, диалог.
Знать правило написания обращения, вводных слов в предложении.
Знать назначение толкового, орфографического словарей.
Знать правило правописания звонких—глухих согласных в корне и в конце слова.
Знать правило правописания приставок, меняющих
конечную согласную: без- (бес-), воз-(вос-), из- (ис-), раз-(рас).
Знать правило правописания ударных и безударных гласных в слове.
Знать наиболее распространенные правила правописания изученных частей
речи(существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие)
Знать значение предлога в речи.
Учащиеся должны уметь
Уметь использовать основные формы речи — монолог, диалог в общении.(с
помощью учителя)
Применять правило написания обращения, вводных слов уместно в речи. .(с
помощью учителя)
Уметь
пользоваться словарями при составлении деловых бумаг.(с помощью
учителя).
Уметь пользоваться правилом правописания звонких—глухих согласных в корне
и в конце слова при составлении различных деловых бумаг.(с помощью учителя)
Уметь пользоваться правилом правописания приставок, меняющих конечную
согласную: без- (бес-), воз-(вос), из- (ис-), раз-(рас). при составлении различных
деловых бумаг.(с помощью учителя)
Уметь пользоваться правилом правописания ударных и безударных гласных в
слове при составлении различных деловых бумаг.(с помощью учителя)
Применять правила грамматики в работе с деловыми бумагами.(с помощью
учителя)
Уметь правильно писать предлоги при составлении деловых бумаг.(с помощью
учителя)
правильно расставлять знаки препинания в предложениях(с помощью учителя и
опорных таблиц)
писать небольшие по объему работы, носящие творческий характер.(с помощью
учителя)
оформлять деловые бумаги.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать
Знать основные формы речи — монолог, диалог.
Знать правило написания обращения, вводных слов в предложении.
Знать назначение толкового, орфографического словарей.
Знать правило правописания звонких—глухих согласных в корне и в конце слова.
Знать правило правописания приставок, меняющих
конечную согласную: без- (бес-), воз-(вос-), из- (ис-), раз-(рас).
Знать правило правописания ударных и безударных гласных в слове.
Знать наиболее распространенные правила правописания изученных частей
речи(существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие)
Знать значение предлога в речи.
Учащиеся должны уметь
Уметь использовать основные формы речи — монолог, диалог в общении с
помощью учителя.
Применять правило написания обращения, вводных слов уместно в речи
используя с помощью опорной таблицы.
Уметь пользоваться словарями при составлении деловых бумаг.
Уметь пользоваться правилом правописания звонких—глухих согласных в корне
и в конце слова при составлении различных деловых бумаг с помощью опорной
таблицы.
Уметь пользоваться правилом правописания приставок, меняющих конечную
согласную: без- (бес-), воз-(вос), из- (ис-), раз-(рас). при составлении различных
деловых бумаг с помощью опорной таблицы.
Уметь пользоваться правилом правописания ударных и безударных гласных в
слове при составлении различных деловых бумаг с помощью опорной таблицы.
Применять правила грамматики в работе с деловыми бумагами с помощью
опорной таблицы.
Уметь правильно писать предлоги при составлении деловых бумаг.
Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях;
Уметь списывать небольшие по объему работы,
Участвовать в составлении работ, носящих творческий характер;
Оформлять деловые бумаги с помощью учителя.
11 класс
Минимальный уровень:
представление о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением с опорой на образец и включение их в различные
контексты для решения коммуникативно-речевых задач;
использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и
письменных текстах;
использование изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных
мыслей;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
нахождение в тексте и составление предложений с различным целевым назначением с
опорой на представленный образец;
первоначальные представления о стилях речи (разговорном, деловом, художественном);
участие в обсуждении и отбор фактического материала (с помощью учителя),
необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста при решении
коммуникативных задач;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного
текста
с
элементами
описания
(70-90
слов)
после
предварительного
обсуждения(отработки)всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (60-70 слов) повествовательного
характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности,
опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления для решения коммуникативных задач.
Достаточный уровень:
первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на
схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и
собственных мыслей;
составление устных письменных текстов разных типов — описание, повествование,
рассуждение (под руководством учителя);
использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и
собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
самостоятельное составление предложений различных по интонации и цели высказывания
для решения коммуникативных практически значимых задач;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач;
оформление всех видов изученных деловых бумаг.
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с
помощью педагогического работника);
отбор языковых
средств
(с
помощью
педагогического
работника)
(с педагогического работника), соответствующих типу текста и стилю речи (без терминов)
для решения коммуникативно-речевых задач; оформление всех видов изученных деловых
бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (80 - 100 слов);
письмо сочинений-повествований с
элементами описания
после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (70 - 80 слов).
12 класс
Минимальный уровень:
представление о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением с опорой на образец и включение их в различные
контексты для решения коммуникативно-речевых задач;
использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и
письменных текстах;
использование изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных
мыслей;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
нахождение в тексте и составление предложений с различным целевым назначением с
опорой на представленный образец;
первоначальные представления о стилях речи (разговорном, деловом, художественном);
участие в обсуждении и отбор фактического материала (с помощью учителя),
необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста при решении
коммуникативных задач;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного
текста
с
элементами
описания
(70-90
слов)
после
предварительного
обсуждения(отработки)всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (60-70 слов) повествовательного
характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности,
опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления для решения коммуникативных задач.
Достаточный уровень:
первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на
схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и
собственных мыслей;
составление устных письменных текстов разных типов — описание, повествование,
рассуждение (под руководством учителя);
использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и
собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
самостоятельное составление предложений различных по интонации и цели высказывания
для решения коммуникативных практически значимых задач;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач;
оформление всех видов изученных деловых бумаг.
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с
помощью педагогического работника);
отбор языковых
средств
(с
помощью
педагогического
работника)
(с педагогического работника), соответствующих типу текста и стилю речи (без терминов)
для решения коммуникативно-речевых задач; оформление всех видов изученных деловых
бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (80 - 100 слов);
письмо сочинений-повествований с
элементами описания
после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (70 - 80 слов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Речевое общение. Речь и речевая деятельность.
Углубление и расширение знаний о значении речи в жизни человека. Значение речи в жизни
людей. Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование
деятельности, влияние на поступки и чувства людей).
Речь как средство общения. Закрепление и обобщение знаний об основных компонентах
речевой ситуации: "кому?" - "зачем?" - "о чем?" - "как?" - "при каких условиях?" я буду
говорить (писать), слушать (читать).
Формы речи (внешняя и внутренняя речь).
Внешняя форма речи (устная и письменная речь, их сравнение).
Виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание).
Подготовленная и спонтанная речь (практические упражнения). Приемы подготовки речи
(практические упражнения).
Краткая и развернутая речь. Практические упражнения подготовки развернутой речи.
Речь как средство общения. Партнеры по общению: "один - много", "знакомые незнакомые", "сверстники - взрослые". Понятие об общительном и необщительном
человеке, контактность как свойство личности.
Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, узнать). Модель речевой коммуникации:
"адресант - адресат - сообщение".
Речевая ситуация. Основные компоненты речевой ситуации.
Речевой этикет.
Выражение приветствия и прощания в устной и письменной формах.
Тексты поздравления. Правила поведения при устном поздравлении.
Благодарственные письма (сравнение писем разных по содержанию)
Выражение просьбы в устной и письменной формах.
Составление текстов о хороших манерах.
Тексты приглашения. Устное и письменное приглашения.
Раздел 2. Высказывание. Текст.
Диалог и монолог - основные формы речевых высказываний.
Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог.
Диалог. Составление диалогов в различных ситуациях общения, их анализ. Сравнение
диалогов, используемых в художественных произведениях, в повседневной жизни.
Письменное оформление диалога.
Составление и запись диалогов с использованием разных предложений по цели
высказывания.
Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы, постановка и запись вопросов в
соответствии с данными ответами, постановка и запись нескольких ответов на один вопрос.
Составление и запись диалогов с учетом речевых ситуаций и задач общения.
Составление и запись различных по содержанию диалогов в рамках одной речевой ситуации
в зависимости от задач общения.
Диалог-дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков. Анализ диалогов
литературных героев, построенных на выражении различных точек зрения. Формирование
умения выражать собственное мнение и воспринимать противоположную точку зрения.
Монолог. Практические упражнения в составлении монологов.
Определение темы и основной мысли в монологических и диалогических высказываниях на
основе анализа их содержания, по заголовку, опорным словам.
Заголовок текста. Соотнесение заголовка с темой и главной мыслью текста.
Практические упражнения в определении общей темы текста и отдельных микротем.
Темы широкие и узкие.
Основные типы высказываний (повествование, рассуждение, описание).
Смысловые связи между частями текста.
Языковые средства связи частей текста.
Практические упражнения в ознакомлении со структурой повествовательного текста
Использование глаголов,
передающих последовательность совершаемыхв текстахповествованиях. Редактирование предложений с неверной временной соотнесенностью
глаголов в текстах повествовательного типа.
Составление сложных предложений с союзами "а", "и", "но"; включение их в сравнительное
описание двух предметов.
Составление сложных предложений со словами дело в том, что, объясняется это тем, что,
включение их в тексты-рассуждения с целью объяснения или доказательства.
Составление сложных предложений с союзами "что", "чтобы", "так как", "потому что", "в
связи с тем", "что". Их использование в текстах-рассуждениях.
Составление повествовательных текстов. Сказки-повествования.
Структурные особенности описательного текста.
Описание предмета, места, пейзажа.
Повествовательного текста с элементами описания.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Структура текстов разных типов. Сопоставление текстов разных типов по содержанию и
назначению.
Нахождение в
текстах
литературных
произведений
фрагментов текстов определенного типового значения (повествование, описание,
рассуждение).
Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам и предложенному
плану.
Изложение
текста-описания
характера
героя с
элементами рассуждения
после предварительной отработки всех компонентов текста.
Изложение текста сравнительного описания героев на основе анализа литературного
произведения с предварительным анализом всех компонентов текста.
Сочинение-описание характера человека с элементами рассуждения по опорным словам и
плану.
Раздел 3. Стили речи.
Анализ текстов различных стилей речи (представление о стилях речи).
Разговорный стиль речи
Основные признаки текстов разговорного стиля речи (сфера применения, задача общения,
участники общения).
Составление текстов в разговорном стиле.
Слова-приветствия и прощания.
Образование
существительных и
прилагательных
суффиксов. Эмоционально-экспрессивные слова.
с
помощью
Выбор части речи (или ее грамматической формы) из нескольких предложенных, уместной
при создании текста разговорного стиля.
Выбор и составление предложений разных по цели высказывания, используемых в
непринужденных разговорах, беседах.
Составление предложений с обращениями.
Практические упражнения в составлении различных видов записок в разговорном стиле
(записки-приглашения, записки-напоминания,
записки-просьбы, записки-сообщения,
записки-приглашения).
Составление и запись небольших рассказов разговорного стиля на основе личных
впечатлений: о просмотренном кинофильме, видеоклипе, прочитанной книге (по
предложенному или коллективно составленному плану).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах разговорного
стиля.
Использование частиц в текстах разговорного стиля.
Использование вопросительных частиц (неужели, разве, ли и восклицательных частиц (что
за, как) в предложениях, различных по интонации.
Использование междометий с целью передачи различных чувств в текстах разговорного
стиля.
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах
разговорного стиля.
Личные письма. Составление писем личного характера на различные темы.
Личный дневник. Практические упражнения в оформлении дневниковой записи (об одном
дне).
Деловой стиль речи.
Основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники
общения) на основе сравнительного анализа образцов текстов в разговорном и деловом
стилях речи.
Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых
повествованиях.
Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление.
Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с
союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление).
Практические упражнения в составлении заявления о приеме на обучение, работу,
материальной помощи, отпуске по уходу (за ребенком, больным).
Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак на официальном
бланке, доверенности в свободной форме и на бланке.
Составление доверенности на распоряжение имуществом.
Оформление бланков почтового перевода, посылки.
Деловое описание предмета: объявление о пропаже и (или) находке животного.
Написание объявлений о покупке и (или) продаже, находке и (или) пропаже предметов
(животных) с включением их описания в деловом стиле.
Разбор нейтрального значения слов, употребляемых в деловых бумагах (с помощью
педагогического работника). Формирование точности речи с использованием слов,
образованных с помощь приставок и суффиксов.
Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в
деловом стиле речи.
Анализ образцов текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования
различных частей речи.
Выбор части речи (или ее грамматической формы) из нескольких предложенных, уместных
при создании текста делового стиля (подбор глаголов для обозначения последовательности
действий, образование глаголов 3-го лица множественного числа).
Составление предложений по образцу и опорным словам (с использованием глаголов 3-го
лица, множественного числа, глаголов неопределенной формы, глаголов в повелительной
форме).
Редактирование текстов, включающих неоправданное смешение разговорного и делового
стилей.
Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по
опорным словам.
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах делового стиля.
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового
стиля.
Повествование в деловом стиле: аннотация (без введения термина). Аннотация на
прочитанную книгу с элементами сжатого изложения по предложенному плану.
Автобиография. Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и
коллективно составленному плану.
Характеристика. Составление и запись деловых характеристик.
Практическое знакомство со структурой и оформлением деловых записок. Составление и
запись деловых записок.
Практическое знакомство с различными видами деловых писем. Языковые,
композиционные и стилистические различия деловых и личных писем.
Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке.
Оформление служебной записки.
Практические упражнения в оформлении бланков отправления ценного письма, бандеролей.
Практические упражнения в оформлении бланков страхового случая.
Практические упражнения на
формирование
навыков
работы
документами, опубликованными на официальных сайтах государственных и
муниципальных, органов.
с
Художественный стиль речи.
Основные признаки художественного стиля речи на основе сравнительного анализа текстовобразцов в деловом и художественном стилях речи.
Анализ текстов художественных произведений (или отрывков из них).
Художественное повествование: сказки; рассказы на основе увиденного или услышанного.
Связь предложений и частей текста в художественных повествованиях.
Художественное описание: загадки.
Письмо другу с включением художественного описания предмета (животного).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах художественного
стиля.
Нахождение в тексте художественных произведений эмоционально окрашенных слов,
сравнение их по значению с нейтральной лексикой.
Различение прямого и переносного значения слов. Нахождение в текстах художественных
произведений средств языковой выразительности (под руководством учителя): эпитет и
метафор (без введения терминов).
Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
Нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Составление предложений с однородными членами в художественном описании предмета.
Составление сложных предложений (по образцу) в художественном описании предмета,
признака, действия с использованием образных сравнений и союзов "как будто", "словно".
Составление загадок на основе использования образных сравнений и сопоставлений.
Использование существительных для составления образных сравнений и определений.
Использование прилагательных для образного и выразительного описания предмета, места,
характера человека в художественном описании.
Использование частиц в текстах художественного стиля.
Составление простых предложений с однородными членами и с союзами "а", "но", с
повторяющимся союзом "и".
Включение предложений сложносочиненных предложений в сравнительное описание в
художественном стиле.
Продолжение сказки по данному началу и опорным словам с предварительным разбором
содержания и языкового оформления.
Изложение текста художественного повествования.
Изложение текста художественного описания животного с предварительным разбором всех
компонентов текста.
Сочинения-описания животных
с
элементами художественного
личным наблюдениям, опорным словам и предложенному плану.
стиля по
Повествование в художественном стиле (рассказ о себе, рассказ о невыдуманных событиях).
Изложение текста автобиографии в художественном стиле по предложенному плану,
опорным словам и словосочетаниям.
Описание места и человека в художественном стиле.
Сравнительное описание предмета в художественном стиле.
Отзыв о прочитанной книге с элементами рассуждения, по предложенному плану и
опорным словам.
Составление текста характеристики в художественном стиле по предложенному плану
опорным словам и словосочетаниям.
Изложение текста художественного описания животного с элементами рассуждения с
предварительной отработкой всех компонентов текста.
№
1
Примерное тематическое планирование курса «Русский язык» 10-12 классы
10 класс
34 ч в год (1 ч в нед)
Тема
Кол.
Виды учебной
Воспитательный потенциал
деятельности
урока
час
1 полугодие – 16 ч
Речевое общение. Речь и речевая деятельность.
Углубление и расширение 1
Знакомство с целями и
Установление
доверительных отношений
знаний о значении речи в
задачами курса
между учителем и его
жизни человека.
учебного. Участие в
ученика.
деловой игре «Давайте
познакомимся!»(устно) с
Побуждение школьников
применением знаний
соблюдать на уроке
ведения диалога.
общепринятые нормы
Составление
автобиографии
по поведения, правила общения
плану(письменно)
для со старшими (учителями) и
использования
в сверстниками
(школьниками), принципы
монологе.
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников.
2
1
Формы речи
(внешняя и
внутренняя речь).
Внешняя форма
речи (устная и
письменная речь, их
сравнение).
Выяснение
значения в жизни
человека устной
речи. Применение
устной речи в
деловом
разговоре.
Предварительное
планирование
устного
высказывания как
залог
эффективности
речи. Составление
памяток диалога с
использованием
речевых штампов.
Подготовка
устного
высказывания на
одну из
предложенных
тем. Выяснение
значения в жизни
человека
письменной речи.
Наблюдение за
особенностями
построения
письменного
высказывания
(точность,
логичность,
последовательност
ь, краткость).
Составление
Установление
доверительных отношений
между учителем и его
ученика.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
заявлений.
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников.
3
Виды речевой
деятельности
(говорение, чтение,
письмо, слушание).
1
4
Подготовленная и
спонтанная речь
(практические
упражнения).
Приемы подготовки
речи (практические
упражнения).
1
5
Краткая и
развернутая речь.
Практические
упражнения
1
Выяснение
значения речевых
видов
деятельности.
Приведение
примеров их
использования в
жизненных
ситуациях.
Сравнение,
выяснение
эффективности
использования.
Выполнение
практических
упражнений.
Использование приемов
подготовки развернутой
речи (план) в различных
бытовых ситуациях,
например поздравление,
приглашение,
благодарность:
1. С кем ты будешь
говорить?
2. О чем?
Привлечение
внимания
школьников к сознательному
использованию предложения
в речи для выражения своих
мыслей,
инициирование
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения,
выработки своего отношения
к проблеме;
Распространение
простых предложений.
Сочинение «Мой друг»
по ключевым словам:
Привлечение
внимания
школьников к сознательному
использованию предложения
в речи для выражения своих
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
подготовки
развернутой речи.
6
Речевой этикет
Выражение
приветствия и
прощания в устной
и письменной
формах.
1
7
Тексты
поздравления.
Правила поведения
при устном
поздравлении.
1
8
Диалог и монолог основные формы
речевых
высказываний.
1
его зовут…,
понимает с
полуслова…, поможет
…, выручит…,
веселый…,
всегда вместе.. и
т.д.
Составление заявления,
служебной записки с
использованием
обращения, вежливых
слов. Составление
предложений, записок с
вежливыми словами.
Устный разбор готовых
текстов с обращением.
Составление простых и
сложных предложений с
обращением.
мыслей,
инициирование
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения,
выработки своего отношения
к проблеме;
Составление
поздравлений по схеме:
1. Кого? (знакомых,
родных, сверстника,
учителя).
2. С чем? (с днем
рождения, с новосельем,
с Днем
учителя, с Новым
годом).
3. Как? (от всего сердца,
от всей души, от имени,
по
поручению …).
4. Желаю…; желаю,
чтобы…; желаю… и
хочу, чтобы …;
желаю, пусть….
5. Подпись.
Знакомство с
терминами
«Монолог и
диалог».
Наблюдение в
тексте за
основными
формами речи.
Выявление их
отличительных
особенностей.
Определение
значения
использования в
Привлечение
внимания
школьников к сознательному
использованию предложения
в речи для выражения своих
мыслей,
инициирование
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения,
выработки своего отношения
к проблеме;
Привлечение
внимания
школьников к сознательному
использованию предложения
в речи для выражения своих
мыслей,
инициирование
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения,
выработки своего отношения
к проблеме;
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
жизненных
ситуациях, в
трудовой
деятельности.
Высказывание. Текст.
9
Диалог. Сравнение
диалогов, используемых в
художественных
произведениях, в
повседневной жизни.
Распознавание диалога в
художественных
произведениях.
Выявление особенностей
построения диалога.
Приведение примеров
использования в
повседневной жизни.
1
нравственной
наполненности.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
10
Формулировка и
запись ответов на
поставленные
вопросы
1
Сознательное
чтение и слушание
вопросов.
Составление
ответов на
вопросы. Выбор
наиболее точного
ответа на вопрос.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
11
Составление и
запись диалогов с
1
Составление
диалогов с учѐтом
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
использованием
разных
предложений по
цели высказывания.
речевой ситуации
с соблюдением
правила
постановки знаков
препинания
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
12
13
Диалог-дискуссия
(обсуждение) на
темы поведения
людей, их
поступков.
Монолог.
Определение темы
и основной мысли в
монологических и
диалогических
высказываниях на
основе анализа их
содержания, по
заголовку, опорным
словам.
1
1
Работа в группе.
Участие в
обсуждении темы
с соблюдением
норм речевого
этикета. Умение
приходить к
общему решению
в совместной
деятельности.
Признание
возможности
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою точку
зрения.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Распознавание
монолога в
художественных
произведениях.
Выявление
особенностей
построения
диалога.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
14
Практические
упражнения в
составлении
монологов.
1
15
Контрольная работа
за 1 полугодие
1
16
Основные типы
высказываний(пове
ствование,
рассуждение,
описание).
1
Приведение
примеров
использования в
повседневной
жизни.
Соблюдение
правил ведения
монолога.
Проявление
готовности
слушать
собеседника.
Проверка
полученных
знаний.
Знакомство с типами
речи — это рассуждение,
описание,
повествование,
руководство к действию
на основе выдержек из
текстов: рассказ, сказка,
стихотворение,
заметка, письмо,
заявление, инструкция,
статья, объявление,
реклама.
Подведение к выводу:
предложения
объединяются в тексты и
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
Привлечение
внимания
школьников к стилистически
правильному использованию
грамматических
единиц,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме.
строятся по
определѐнным правилам.
Выделение группы или
ряда слов, которые несут
основное смысловое
значение. Эти указанные
слова
несут основную
смысловую нагрузку
текста и составляют его
интонационную основу,
на них падает логическое
ударение. Эти слова
называются
опорными, потому что
они помогают
осмыслить
запомнить текст и, если
требуется, изложить его
устно или письменно.
17
18
Практические
упражнения в
ознакомлении со
структурой
повествовательного
текста
Использование
глаголов,
передающих
последовательно
стьсовершаемыхв
текстахповествованиях.
Редактирование
предложений с
неверной
временной
соотнесенностью
глаголов в текстах
2 полугодие-18
1 Анализ текста
повествования.
Выявление признаков
текста повествования,
выделение основных
частей.
1
Выделение опорных
слов
в повествовательном
фрагменте:
объяснительная записка,
автобиография в
свободной
форме (главными
словами являются слова,
обозначающие действия
или объекты, на которые
эти действия
направлены) .
Восстановление
Установление
доверительных отношений
между учителем и его
ученика.
Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
повествовательного
типа.
деформированного
текста.
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
19
Составление
повествовательных
текстов. Сказкиповествования.
1
Составление
повествовательного
текста на основе
жизненного опыта.
20
Структурные
особенности
описательного
текста.
1
Выделение опорных
слов
в описательном
фрагменте:
характеристики в
паспорте на ту или иную
бытовую технику,
рекламные проспекты,
объявления ( в
зависимости
от структуры описания
выделяются слова,
отражающие основные
положения, а именно:
что? — какой?
где? — что?)
Инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
21
Составление
сложных
предложений с
союзами "а", "и",
"но"; включение их
в сравнительное
описание двух
предметов.
1
Составление
описательного
текста на основе
жизненного
опыта.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
22
Структурные
особенности текстарассуждения.
1
Выделение опорных
слов в рассуждениях:
письмо-просьба с
обоснованием
произведения тех или
иных действий,
принятия
тех или иных мер (
опорные слова называют
причину или результат
того, о чем производится
рассуждение.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
23
Составление
сложных
предложений со
словами «дело в
том, что»,
«объясняется это
тем, что»,
включение их в
тексты-рассуждения
с целью объяснения
или доказательства.
1
Составление
текста
рассуждения на
основе
жизненного
опыта.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
24
Составление
сложных
предложений с
союзами "что",
"чтобы", "так как",
"потому что", "в
связи с тем", "что".
1
Составление
текста
рассуждения на
основе
жизненного
опыта.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Их использование в
текстахрассуждениях.
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
25
Практические
упражнения в
составлении текстарассуждения.
1
Анализ текста
рассуждения.
Выявление
признаков текста
рассуждения,
выделение
основных частей.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
26
Разговорный стиль
речи.
Основные признаки
текстов
разговорного стиля
речи (сфера
применения, задача
общения, участники
общения).
Составление и
запись небольших
рассказов
разговорного стиля
на основе личных
впечатлений: о
просмотренном
кинофильме,
видеоклипе,
прочитанной книге
(по предложенному
или коллективно
составленному
плану).
1
Стили речи.
Знакомство со стилями
литературного языка на
основе выдержек из
текстов: рассказ, сказка,
стихотворение,
заметка, письмо,
заявление, инструкция,
статья, объявление,
реклама Нахождение в
тексте разговорных слов
и выражений.
Выявление общих
признаков стиля.
Нахождение
характерных
признаков стиля и
применение знания на
практике
Определение стиля
незнакомого текста
по данным
характеристикам и
аргументировать свой
ответ
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
27
Практические
упражнения в
составлении
различных видов
записок в
разговорном стиле
(запискиприглашения,
запискинапоминания,
запискипросьбы, запискисообщения,
запискиприглашения).
1
Совершенствован
ие умения
находить для
каждого стиля
характерные
признаки,
определять стиль.
Составлении
различных видов
записок в
разговорном стиле
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
28
Деловой стиль речи.
Основные признаки
делового стиля речи
(сфера применения,
задача общения,
участники общения)
на основе
сравнительного
анализа образцов
текстов в
разговорном и
деловом стилях
речи.
1
Выявление общих
признаков стиля.
Нахождение
характерных
признаков стиля и
применение
знания на
практике
Определение
стиля незнакомого
текста по данным
характеристикам и
аргументировать
свой ответ
Практическое
знакомство со
структурой и
оформлением
деловых записок.
Составление и
запись деловых
записок.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
29
Деловое
повествование речи:
памятки,
инструкции,
1
Совершенствован
ие умения
находить для
каждого стиля
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
рецепты. Связь
предложений в
деловых
повествованиях.
Повествование в
деловом стиле:
аннотация (без
введения термина).
Аннотация на
прочитанную книгу
с элементами
сжатого изложения
по предложенному
плану.
Автобиография.
Составление текста
автобиографии в
деловом стиле по
образцу и
коллективно
составленному
плану.
Характеристика.
Составление и
запись деловых
характеристик.
характерные
признаки,
определять стиль.
Составлении
различных видов
документов в
деловом стиле
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
Деловое описание
предмета:
объявление о
пропаже и (или)
находке животного.
Написание
объявлений о
покупке и (или)
продаже, находке и
(или) пропаже
предметов
(животных) с
включением их
описания в деловом
стиле.
30
Художественный
стиль речи.
Основные признаки
художественного
стиля речи на
основе
сравнительного
анализа текстов-
1
Выявление общих
признаков стиля.
Нахождение
характерных
признаков стиля и
применение
знания на
практике
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
Определение
стиля незнакомого
текста по данным
характеристикам и
аргументировать
свой ответ
образцов в деловом
и художественном
стилях речи.
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
31
Анализ текстов
художественных
произведений (или
отрывков из них).
Художественное
повествование:
сказки; рассказы на
основе увиденного
или услышанного.
Связь предложений
и частей текста в
художественных
повествованиях.
Художественное
описание: загадки.
Письмо другу с
включением
художественного
описания предмета
(животного).
Отзыв о
прочитанной книге
с элементами
1
Совершенствован
ие умения
находить для
каждого стиля
характерные
признаки,
определять стиль.
Составлении
различных видов
текстов в
художественном
стиле
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
рассуждения, по
предложенному
плану и опорным
словам.
32
Закрепление
изученного
материала за год
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
1
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний,
33
34
Контрольная работа
за год
Обобщение
изученного за год
1
1
Примерное тематическое планирование курса «Русский язык» 10-12 классы
11 класс
34 ч в год (1 ч в нед)
Тема
Кол. ч
Виды учебной
Воспитательный потенциал
деятельности
урока
1 полугодие -16ч
№
1
2
3
Речевое общение. Речь и речевая деятельность.
1
знакомство с понятием Привлечение
Речь как средство
внимания
―общение‖, с
общения.
школьников к лексическому
представлениями о
значению
частей
речи,
способах общения;
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
Партнеры по
1
совершенствование
проблеме;
общению: "один практических навыков
много", "знакомые взаимодействия и
ценностного
незнакомые",
сотрудничества друг с Воспитание
отношения
к
русскому
"сверстники другом.
языку, его эстетической
взрослые". Понятие
выразительности,
об общительном и
нравственной
необщительном
наполненности.
человеке,
контактность как
Применение
на
уроке
свойство личности.
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
1
Задачи общения
. стимулирование
игр, дискуссий, групповой
(спросить,
способности
работы или работы в парах,
попросить,
взаимопонимания
которые учат школьников
отказаться, узнать).
между учащимися;
командной
работе
и
развитие навыков
взаимодействию с другими
эффективного
детьми.
взаимодействия на
практике (научить
детей договариваться); Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
- воспитание
поддержать
мотивацию
эмоционального,
детей
к
получению
знаний,
дружного,
благодарного
восприятия друг
друга.
4
Модель речевой
коммуникации: "адресант адресат - сообщение".
5
Речевая ситуация. Основные 1
компоненты речевой
1
формирование
навыков
коммуникации и
координации
совместных действий;
овладение правилами и
приемами ведения
6
ситуации
Речевой этикет
Тексты приглашения.
Устное и письменное
приглашения.
7
Составление текстов
о хороших манерах.
8
Диалог. Составление
диалогов в
различных ситуациях
общения, их анализ.
беседы и дискуссии
1
Знакомство с
правилами этикета;
развитие
коммуникативных
способностей,
воспитание чувства
терпимости и
уважения друг к
другу.
1
Тренировка
умения одобрять
партнера,
демонстрировать
ему свое уважение
и готовность к
сотрудничеству
Высказывание. Текст.
1
9
1
Постановка и запись
вопросов в
соответствии с
данными ответами.
10
11
Составление и запись
различных по
содержанию
диалогов в рамках
одной речевой
ситуации в
зависимости от задач
общения.
Анализ диалогов
литературных героев,
построенных на выражении
различных точек зрения.
1
1
Знакомство с
понятием
«диалог».
Приобщение к к
созданию
собственного
текста — диалога,
к ведению диалога;
приобщение к
соблюдению норм
речевого этикета в
беседе
Формирование
умения грамотно
оформлять
разговор
нескольких лиц в
письменной речи.
составление
диалогов на
заданную тему по
указанной схеме;
участие в диалоге с
опорой на
предложенные
этикетные слова;
взаимодействие с
одноклассниками в
процессе совместного
выполнения задания;
вступление в диалоги с
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний
12
13
14
15
Монолог. Заголовок
текста. Соотнесение
заголовка с темой и
главной мыслью
текста.
Контрольная работа за 1
полугодие
Текст как тематическое и
смысловое единство
1
Смысловые связи между
частями текста
1
16
Языковые средства
связи частей текста.
17
Изложение текстаописания внешнего
вида героя по
опорным словам и
предложенному
плану.
18
1
Изложение
текста-описания
характера
героя с
учетом речевой
ситуации;
стимулирование
учащихся к
способности приходить
к общему решению в
совместной
деятельности;
Знакомство
учащихся с
понятием
монолога, его
структурой и
функциями.
Развитие навыков
анализа текстов
монологов
Формирование умения
работать с текстом:
выделять главные идеи,
структуру
формирование умений
определять характер
связи между частями
текста
1
Формирование
умения выявлять
средства связи
частей в тексте
2 полугодие -18ч
1
закрепить
представление об
изложении как
письменном
пересказе текста;
способствовать
формированию
умения
пересказывать
текст подробно и
связно,
самостоятельно
подбирая
языковые средства.
1
Развивать умение
передавать
содержание
описательного
1
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
текста.
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Изложение текста
1
сравнительного описания
героев на основе анализа
литературного произведения
с предварительным
анализом всех компонентов
текста
формирование
умение
воспроизводить текст
в логической
последовательности;
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
детей к получению знаний
1
Сочинение-описание
характера человека с
элементами рассуждения по
опорным словам и плану
формирование
умение
воспроизводить текст
в логической
последовательности;
элементами
рассуждения
после
предварительной
отработки всех
компонентов текста.
19
20
учиться
анализировать текст,
точно употреблять
слова в речи, избегать
повторов одних и тех
же слов;
учиться
анализировать текст,
точно употреблять
слова в речи, избегать
повторов одних и тех
же слов;
Стили речи
21
Разговорный стиль
речи.
Слова-приветствия и
прощания.
Составление
предложений с
обращениями
Образование
существительных
и
прилагательных
с
помощью
суффиксов.
Эмоциональноэкспрессивные слова.
Выбор части речи
1
Знакомство с
разговорным
стилем речи.
Формирование
умение находить
характерные для
каждого стиля
признаки.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
22
23
24
25
(или ее
грамматической
формы) из
нескольких
предложенных,
уместной при
создании текста
разговорного стиля.
Выбор и составление
предложений разных
по цели
высказывания,
используемых в
непринужденных
разговорах, беседах.
Составление и запись
простых и сложных
предложений,
используемых в
текстах разговорного
стиля
Составление текстов
в разговорном стиле.
Деловой стиль речи.
Разбор нейтрального
значения слов,
употребляемых в
деловых бумагах (с
помощью
педагогического
работника).
Формирование
точности речи с
использованием
слов, образованных с
помощь приставок и
суффиксов
Деловые бумаги:
расписка,
доверенность,
заявление.
Анализ образцов
1
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
1
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
1
Знакомство с
деловым стилем
речи.
Формирование
умение находить
характерные для
каждого стиля
признаки.
1
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение
игровых
которые
поддержать
детей
к
знаний
в
урок
процедур,
помогают
мотивацию
получению
текстов делового
стиля речи с точки
зрения уместности
использования
различных частей
речи. Выбор слова из
нескольких
предложенных с
точки зрения
уместности его
употребления в
деловом стиле речи.
26
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
1
Отработка
структуры,
содержания и
оформления на
письме сложных
предложений с
союзами при
составлении деловых
бумаг (расписка,
доверенность,
заявление).
Составление и запись
простых и сложных
предложений,
используемых в
текстах делового
стиля.
27
Практические
упражнения в
составлении
заявления о приеме
на обучение, работу,
материальной
помощи, отпуске по
уходу (за ребенком,
больным).
Практические
упражнения в
составлении
заявления о
вступлении в брак на
официальном бланке,
доверенности в
свободной форме и
на бланке.
Составление
доверенности на
1
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение
игровых
которые
поддержать
детей
к
знаний
в
урок
процедур,
помогают
мотивацию
получению
распоряжение
имуществом.
Оформление бланков
почтового перевода,
посылки.
28
Художественный стиль
Знакомство с
художественным
стилем речи.
Формирование умение
находить характерные
для каждого стиля
признаки.
1
Нахождение в тексте
художественных
произведений
эмоционально
окрашенных слов,
сравнение их по
значению с
нейтральной
лексикой. Различение
прямого и
переносного
значения слов.
Нахождение в
текстах
художественных
произведений
средств языковой
выразительности
(под руководством
учителя): эпитет и
метафор (без
введения терминов).
Упражнения в
образовании
существительных и
прилагательных с
помощью суффиксов.
29
Составление
предложений с
однородными
членами в
художественном
описании предмета.
Составление
сложных
предложений (по
образцу) в
художественном
описании предмета,
признака, действия с
использованием
1
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
образных сравнений
и союзов "как будто",
"словно".
30
31
Составление простых
предложений с
однородными
членами и с союзами
"а", "но", с
повторяющимся
союзом "и".
Включение
предложений
сложносочиненных
предложений в
сравнительное
описание в
художественном
стиле.
1
Продолжение сказки
по данному началу и
опорным словам с
предварительным
разбором содержания
и языкового
оформления.
1
Изложение текста
художественного
повествования.
32
33
Изложение текста
художественного
описания животного
с предварительным
разбором всех
компонентов текста.
Сочинения-описания
животных
с
элементами
художественного
стиля по
личным
наблюдениям,
опорным словам и
предложенному
плану.
Контрольная работа
за год
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
1
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
детей к получению знаний
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
Формирование и
совершенствование
умений и навыков в
различении стилей
речи, выявлении в
тексте стилистически
окрашенных языковых
средств, определения
стиль текста ,
создание текстов
определенных стилей
1
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Привлечение
внимания
школьников к лексическому
значению
частей
речи,
инициирование обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения, выработки
своего
отношения
к
проблеме;
Воспитание
ценностного
отношения
к
русскому
языку, его эстетической
выразительности,
нравственной
наполненности.
34
Обобщение
изученного за год
1
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр, дискуссий, групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими
детьми.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей
к получению знаний
№
1
2
3
4
5
Примерное тематическое планирование курса «Русский язык» 11-12 классы
12 класс
34 ч в год (1 ч в нед)
Тема
Кол ч
Воспитательны
Виды учебной
й потенциал
деятельности
урока
1 полугодие – 16ч
Речевое общение. Речь и речевая деятельность.
Значение речи в жизни людей.
1
Функции речи (передача
информации, обмен мыслями и
чувствами, планирование
деятельности, влияние на
поступки и чувства людей).
Закрепление и обобщение знаний
об основных компонентах
речевой ситуации
Речевой этикет Выражение
просьбы в устной и письменной
формах.
1
Благодарственные письма
(сравнение писем разных по
содержанию)
1
1
1
Высказывание. Текст.
6
Диалог и монолог.
1
7
Диалог. Письменное оформление
диалога.
Постановка и запись нескольких
ответов на один вопрос.
1
9
Составление и запись диалогов с
учетом речевых ситуаций и задач
общения.
1
10
Формирование умения выражать
собственное мнение и
воспринимать противоположную
точку зрения.
1
8
1
11
Монолог. Практические
упражнения в определении
общей темы текста и отдельных
микротем.
1
12
Темы широкие и узкие.
1
13
Контрольная работа за 1
полугодие
Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение
1
Структура текстов разных типов.
Сопоставление текстов разных
типов по содержанию и
назначению.
1
1
14
15
16
17
18
1
2 полугодие – 18 ч
текстах
1
Нахождение
в
литературных
произведений
фрагментов текстов
определенного типового
значения (повествование,
описание, рассуждение).
Разговорный стиль речи.
Наблюдение за
самостоятельными и
служебными частями речи в
текстах разговорного стиля.
Использование частиц в текстах
разговорного стиля.
Использование вопросительных
частиц (неужели, разве, ли и
восклицательных частиц (что за,
как) в предложениях, различных
по интонации.
Использование междометий с
целью передачи различных
чувств в текстах разговорного
стиля.
1
19
Личные письма. Составление
писем личного характера на
различные темы.
1
Личный дневник. Практические
упражнения в оформлении
дневниковой записи (об одном
дне).
20
Деловой стиль речи.
Практическое знакомство с
различными видами деловых
писем
Языковые, композиционные и
стилистические различия
деловых и личных писем.
.
Наблюдение за
самостоятельными и
служебными частями речи в
1
текстах делового стиля.
Редактирование текстов,
включающих неоправданное
смешение разговорного и
делового стилей
21
Выбор части речи (или ее
грамматической формы) из
нескольких предложенных,
уместных при создании текста
делового стиля (подбор глаголов
для обозначения
последовательности действий,
образование глаголов 3-го лица
множественного числа).
1
22
Составление предложений по
образцу и опорным словам (с
использованием глаголов 3-го
лица, множественного числа,
глаголов неопределенной формы,
глаголов в повелительной
форме).
1
23
Практические упражнения в
оформлении трудового договора
на бланке.
. Практические упражнения в
оформлении бланков страхового
случая. Практические
упражнения в оформлении
бланков отправления ценного
письма, бандеролей.
1
24
25
Оформление служебной записки
Практические упражнения на
формирование
навыков
работы
с
документами,
опубликованными на
официальных сайтах
государственных и
муниципальных, органов.
1
1
26
Художественный стиль
Наблюдение за
самостоятельными и
служебными частями речи в
текстах художественного стиля.
1
27
Повествование в
художественном стиле (рассказ о
себе, рассказ о невыдуманных
событиях).
Изложение текста автобиографии
в художественном стиле по
предложенному плану, опорным
словам и словосочетаниям
1
28
Описание места и человека в
художественном стиле
Сравнительное описание
предмета в художественном
стиле.
1
29
1
Составление текста
характеристики в
художественном стиле по
предложенному плану опорным
словам и словосочетаниям.
30, 31
32
33
34
.
Изложение текста
художественного описания
животного с элементами
рассуждения с предварительной
отработкой всех компонентов
текста.
2
Повторение изученного за год
Контрольная работа за год
Обобщение изученного за год
1
1
1
47
48