МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Этика»
для обучающихся 10 – 12 классов
г. Верхняя Тура
2025
Пояснительная записка.
Программа по предмету «Этика» разработана на основе следующих документов:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. №1026);
– Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28);
- Санитарные правила и нормы САНПИН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 №2);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области (в том числе внеурочной деятельности) в соответствии с
требованиями ФГОС, ФАООП
Одной из целей образования является воспитание выпускника как семьянина и
сознательно активной личности. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных
ценностей под влиянием средств массовой информации, снижение образованности
населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения - факторы, которые не
позволяют ребенку в полной мере получить знания, умения и навыки нормальных
взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь
становятся важными понятия «крепкая семья», «патриотизм», «гуманизм». Гуманизация
общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье.
Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец,
который бы соответствовал социально-нравственным нормам.
Предмет «Этика» предметной области "Человек и общество" направлен на развитие
социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся.
Основным понятийным ядром предмета «Этика» являются нравственно-этические
знания, а также в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без
которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий,
осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Рабочая программа учебного предмета «Этика» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 10-12 класса составлена на основе
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющей объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Изучение курса «Этика» направлено на решение различных жизненных ситуаций,
на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с
опорой на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях. В процессе обучения
подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку
зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Материалы, изучаемые в рамках
программы необходимы обучающимся для социальной адаптации, а также имеют значение
для коррекции и развития мышления подростков, развития эмоционально- волевой сферы
в процессе овладения знаниями по учебному предмету.
Цель учебного предмета «Этика»: формирование у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ
нравственного сознания и поведения, создание условий для формирования у обучающихся
представлений о семье, её значении в жизни человека.
Задачи:
1. Формировать умение давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и
поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и
понятия.
2. Формировать представления о семье, еѐ значении в жизни человека, о различных
социальных ролях в семье: мать, жена, муж и т.д.
3. Способствовать усвоению правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил.
4. Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для
создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.
5. Формировать определенное
отношение к
нравственным категориям,
умение их дифференцировать.
6. Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей;
ответственности родителей за жизнь, здоровье и воспитание детей.
7. Корректировать недостатки познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Этика»
10 класс
Личностные результаты
1) осознание себя членом семьи; формирование чувства гордости за свою семью;
2) воспитание уважительного отношения к мнению других;
3) сформированность адекватных представлений о некоторых собственных
возможностях, собственных потребностях;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации без ссор, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в семье, школе,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) позитивное отношение к своей социальной роли обучающегося;
9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10)
развитие этических эмоционально-нравственной отзывчивости чувствам
других людей;
11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, позитивное отношение к его результатам;
12) проявление зачатков готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень
• обучающийся имеет представление о некоторых этических правилах, старается их
соблюдать;
• дает оценку поступкам окружающих на основе нравственно-этических норм через
призму «можно», «нельзя»;
• знает понятие «семья», еѐ значение в жизни человека
• различает социальные роли в семье;
• имеет представление об основных обязанностях членов семьи, может объяснить их
значение в семейной жизни.
Достаточный уровень
• обучающийся имеет представление о некоторых этических правилах, соблюдает
их;
• дает аргументированную оценку поступкам окружающих на основе нравственноэтических норм;
• понимает особенности взаимоотношений окружающих людей, общается с
социумом без конфликтов;
• разбирается в основных родственных связях, соблюдает правила взаимоотношений
с родственниками, принятые в обществе;
• знает основные обязанности членов семьи, применяет приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1)
2)
3)
4)
11 класс
Личностные результаты
Умение гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей.
Умение адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
Умение уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности.
Умение активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Предметные результаты
Минимальный уровень
• обучающийся имеет представление о понятии «экономика и быт семьи», знает
основные статьи доходов и расходов семьи;
• обучающийся знает основные нравственные правила поведения людей в ситуациях
конфликта или распада семьи;
• имеет представление об основных стилях семейных отношений;
• обучающийся знает об ответственности родителей˘ за жизнь и здоровье своего
ребенка, понимает свою обязанность в воспитании их;
• обучающийся знает нравственные эталоны такие, как справедливость, совесть,
долг, ответственность и др.
Достаточный уровень
• обучающийся имеет представление о понятии «экономика и быт семьи», знает
основные статьи доходов и расходов семьи, может приблизительно рассчитать
бюджет семьи на один месяц;
•
обучающийся знает основные обязанности членов семьи;
•
•
•
знает основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или
распада семьи, возможные причины возникновения неблагополучных семей;
обучающийся знает об ответственности родителей˘ за жизнь и здоровье своего
ребенка, понимает свою обязанность в воспитании их;
имеет общее представление об особенностях развития детей в разные периоды
жизни.
12 класс
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)
развитие этических эмоционально-нравственной отзывчивости чувствам
других людей; проявление доброжелательности, и взаимопомощи, проявление
сопереживания к окружающим;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• обучающийся имеет представления о некоторых этических нормах;
• обучающийся высказывает отношение о поступках героев литературных
произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
•
•
обучающийся признает возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения;
обучающийся знает основные статьи доходов и расходов семьи, нравственнодуховные устои семьи
Достаточный уровень
• обучающийся дает аргументированную оценку поступков героев литературных
произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
• обучающийся понимает личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• обучающийся ведет диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументации
своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдает этику
взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
• обучающийся знает основные статьи доходов и расходов семьи, способы экономии
семейного бюджета, нравственно-духовные устои семьи;
•
знает об ответственности родителей˘ за жизнь и здоровье своего ребенка, понимает
свою обязанность в воспитании их.
Содержание учебного предмета «Этика»
Учебный предмет "Этика" имеет следующую структуру:
1. Введение.
Что такое "Этика". Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила,
регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие
взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения
человека и общества. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий). История происхождения некоторых
этических правил (краткий обзор).
2. Основные понятия этики.
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. "Ложь во спасение". Легко ли
всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно
говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется
зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время. Влияние добрых или
неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей.
Доброжелательность
как черта характера человека. Что
значит быть
доброжелательным
человеком:
внешние
признаки
доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в
повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: "чистая
совесть", "совесть замучила", "ни стыда, ни совести".
3. Этика родительских отношений.
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль обучающегося в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (общность взглядов, привычек,
традиций). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции
членов семьи. Значение родителей (законных представителей) в жизни обучающегося.
Стили
внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений
родителей (законных представителей) с
обучающегося:
авторитарный,
демократический (сотрудничество),
попустительский.
Анализ
примеров,
иллюстрирующих разные стили отношений, высказывание оценочных суждений. Значение
каждого стиля отношений, их влияние на характер обучающегося, его привычки,
дальнейшую жизнь. Обучающиеся и родители (законные представители). Ребенок в жизни
семьи. Конфликты с родителями (законными представителями). Причины конфликтов.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье,
родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных
отношений в семье.
4. Этика межличностных отношений.
Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего
человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность - основа
настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений:
истинная
дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство. Возникновение
конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей. Любовь. Что такое любовь и счастье.
Многозначность понятий "любовь" и "счастье". Разные представления о счастье у разных
людей: материальный достаток, карьера, семья. "Кого
и за что можно любить?"
Восприятие
лиц
противоположного
пола.
Требования, предъявляемые к
предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь.
Романтическая любовь. Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды,
какие поступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в
самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в
молодой семье. Материнство и отцовство. Ответственность молодых за жизнь и здоровье
ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка. Взаимоотношения молодой семьи с
родителями (законными представителями). Материальная
и
духовная
связь с
родителями (законными представителями). Экономика и быт молодой семьи.
Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства. Семейные конфликты.
Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов, способы
разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода.
Знакомство с некоторыми положениями гражданского законодательства.
5. Этика производственных (деловых) отношений.
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового
разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Необходимо отметить, что воспитание качеств семьянина у школьников с
интеллектуальными нарушениями и подготовка их к будущей семейной жизни не
ограничиваются рамками предмета «Этика», а являются общепедагогической задачей,
которая решается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного
предмета, всей системой обучения и воспитания в школе и семье.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку
их коллективное обсуждение в классе перечеркивало бы этические нормы семьи. Глубоко
интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в
доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном с учетом особенностей
вероисповедания, традиций, сложившихся в семье.
Предмет ―Этика‖ является частью духовно-нравственного образования и воспитания,
обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья — это жизненный
центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и
любви. По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию
учащихся. К тому, как развивающаяся личность понимает правила социального поведения
и готовится к самостоятельной взрослой жизни.
1.
2.
3.
4.
5.
10 класс. 34 часа
Введение – 4 часа
Во введении характеризуются цели, задачи, содержание предмета. Дается общее
представление о предмете «Этика». Рассматривается роль этических норм и правил в
жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. – 4 часа
Основные понятия этики – 9 часов
В данном разделе рассматривается нравственное понятие «честность», что значит быть
честным. Честность и ложь. "Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным. Анализ
ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому
человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений) – 9 часов.
Этика родительских отношений – 10 часов
Освещается понятие «семья», еѐ значение в жизни человека. Место и роль ребенка в
семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (общность взглядов,
привычек, традиций). Родственники и родственные отношения (дальние и ближние
родственники). Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей
(законных представителей) в жизни ребенка – 10 часов.
Этика межличностных отношений – 9 часов
Рассматривается понятие «дружба». Дружба - чувство, присущее человеку. Как
возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и
отношений в коллективе. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и
преданность - основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских
отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба- компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы
разрешения. Этические правила в отношениях друзей – 9 часов
Этика производственных (деловых) отношений – 3 часа
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону – 3 часа
11 класс. 34 часа
Быт и экономика молодой семьи - 7 часов
Понятие «Экономика семьи» - 2 часа.
Понятие «быт семьи» - 2 часа
Атмосфера семьи – 2 часа.
Обобщение знаний по теме – 1 час.
Конфликты в семье – 7 часов
Понятие «семейный конфликт» - 2 часа.
Предотвращение конфликтов – 2 часа.
Причины и последствия разлада семейных отношений -2 часа
Урок обобщения знаний – 1 час.
Ребенок в семье – 11 часов
Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка – 2 часа.
Значение родителей для ребенка – 2 час
Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку – 2 часа.
Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку – 2 часа.
Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни – 2 часа
Урок обобщения знаний – 1 час.
Конфликты с родителями – 9 часов
Формирование у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка – 2 час.
Стиль отношений родителей и детей – 2 часа.
Причины конфликтов между родителями и детьми – 1 часа.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями – 2 часа.
Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей – 1 часа.
Обобщение знаний по теме – 1 час
12 класс. 34 часа
Введение – 1 час
1. Во введении повторяются понятия «этика», «этических нормы и правила
взаимоотношений между людьми». Эволюция этических взглядов, норм и правил в
разное историческое время (обзорно, на примере отдельных понятий). История
происхождения некоторых этических правил (краткий обзор). – 1 час.
Основные понятия этики – 2 часа
2. В данном разделе Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: "чистая
совесть", "совесть замучила", "ни стыда, ни совести" – 1 час.
Этика родительских отношений – 8 часов
3. В разделе освещаются следующие темы. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с
родителями (законными представителями). Причины конфликтов. Предупреждение и
преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими.
Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье –
8 часов.
Этика межличностных отношений – 12 часов
4. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные
роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье. Материнство и отцовство.
Ответственность молодых обучающегося за жизнь и здоровье обучающегося.
Общность взглядов на воспитание обучающегося. Взаимоотношения молодой семьи с
родителями (законными представителями). Материальная и
духовная
связь с
родителями (законными представителями). Экономика и быт молодой семьи.
Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства. Семейные
конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения
конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в
ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями гражданского
законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений – 3 часа
5. Деловой стиль одежды.
Содержание материала распределено по принципу целесообразности на три года
обучения (10-12 классы).
Общее количество часов: 10 класс – 34 ч., 11 класс – 34 ч., 12 класс – 34 ч.
Количество часов в неделю: 10 класс – 1 ч., 11 класс – 1 ч., 12 класс – 2 ч.
Тематическое планирование 10 класс
№
п-п
I
1
Тема
Кол-во
часов
Введение
Введение в предмет. Что
такое этика? Этические
ценности.
4
1
Основные виды
учебной
деятельности
Работа с текстом,
комментированное
чтение статьи,
Реализация
воспитательного
потенциала урока
(виды и формы
деятельности)
- побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
2
Этические ценности
1
3
Роль этических норм и
правил в жизни
человека. Правила,
регулирующие поступки
людей.
Этические правила,
регулирующие
взаимоотношения
между людьми.
1
Основные понятия
этики
Честность. Что значит
быть честным?
9
6
Честность и ложь
1
7
Ложь во спасение
1
4
II
5
1
1
составление
вопросов.
Работа с текстом:
выборочный
пересказ текста,
поиск
ответов на вопросы.
Составление
рассказа, запись в
тетрадь терминов и
понятий.
Ответы на вопросы,
оформление
выводов.
Определение
понятия,
рассуждение на
заданную тему,
высказывание своей
точки зрения
Соотнесение
поступков с
этическими
эталонами,
поддержание
коммуникации в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия.
Определение на
основе примеров
этических стороны
лжи, еѐ последствии.
Просмотр
видеофильма
«Ложь во спасение».
нормы
поведения.
- привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на
занятиях явлений,
организация их работы с
получаемой на занятиях
социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
- развитие у
обучающихся этических
чувств, проявления
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи.
- формирование навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
- привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на
занятиях явлений,
организация их работы с
получаемой на занятиях
социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
- овладение
обучающимися
8
Честность и
порядочность
1
9
Легко ли быть честным?
1
10
Практическое занятие:
анализ ситуаций, когда
не нужно говорить
правду.
1
11
Нужно ли говорить
правду человеку, чтобы
не обидеть его.
Как говорить правду,
чтобы не обидеть
человека (правила
взаимоотношений)
Обобщение знаний по
теме: «Понятия этики»
1
Этика родительских
отношений
Семья. Что такое семья?
10
1
Подбор пословиц,
сказок.
15
Значение семьи в жизни
человека
1
16
Материальные,
духовные и дружеские
семейные связи
(ценности, традиции,
привычки, традиции)
1
17
Функции семьи
1
18
Место и роль ребенка в
семье. Отношение детей
1
Беседа с учащимися
по вопросам, работа
по карточкам,
пословицы,
поговорки,
исключить лишнее.
Иметь
представления о
духовных,
дружеских,
материальных связях
в семье. Запись
определений.
Решение
проблемных
ситуаций.
Работа с текстом,
комментированное
чтение статьи,
ответы на вопросы.
Просмотр
презентации,
12
13
III
14
1
1
Комментированное
чтение текста, поиск
ответов на вопросы.
Рассуждение на
основе прочтение
литературных
отрывков. Ответы на
вопросы
Работа в тетради:
карточки – задания,
самостоятельная
работа с
источниками
информации.
Ответы на вопросы,
оформление выводов
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в повседневной жизни.
- формирование у
обучающихся
способности к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
Работа с
алгоритмом,
упражнения с
элементами тренинга
Работа в тетради,
карточки с
тестовыми
заданиями.
- формирование навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
- формирование у
школьников установки
на безопасный,
здоровый образ жизни,
наличие мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным ценностям.
- овладение
обучающимися
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в повседневной жизни.
- развитие у
обучающихся этических
чувств, проявления
и родителей.
19
Значение родителей
(законных
представителей) в жизни
ребенка
1
20
Ролевые и социальные
функции членов семьи.
1
21
Правила поведения в
семье.
1
22
Родственники и
родственные
отношения.
1
23
Обобщение знаний по
теме «Семья»
1
IV
Этика
межличностных
отношений
Дружба. Дружба чувство, присущее
человеку.
8
25
Для чего нужна дружба?
Что является основой
настоящей дружбы?
1
26
Какой ты друг? Способы
распознания истинной и
ложной дружбы.
1
24
1
видеоролика.
Составление
коллажа по теме.
Просмотр
видеоролика.
Обсуждение.
Просмотр
презентации с
обсуждением.
Моделирование и
проигрывание
ситуаций. Запись
выводов
Запись в тетрадь
терминов и понятий,
ответы на вопросы,
оформление выводов
Запись определений.
Заполнение таблицы
в тетради. Решение
кроссворда.
Работа в тетради,
карточки с
тестовыми
заданиями.
Чтение текста с
«пометкой»,
отдельного абзаца
или предложения в
тексте. Ответы на
вопросы. Чтение
стихотворений,
составление
памятки,
разбор ситуаций.
Составление
кластера: какие
качества личности
необходимы в
дружбе.
Оценка поступков,
составление
рассказа. Ответы на
вопросы,
оформление
выводов.
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи.
- формирование у
обучающихся
способности к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
- формирование навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
- привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на
занятиях явлений,
организация их работы с
получаемой на занятиях
социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
27
Типы дружеских
отношений.
1
28
Дружеские отношения и
отношения в
коллективе: в чем
отличие?
1
29
Возникновение
конфликтов в
отношении друзей.
Причины конфликтов в
отношении друзей
1
31
Способы разрешения
конфликтов в
отношении друзей.
1
V
Этика
производственных
(деловых) отношений
3
32
Понятие делового
этикета
1
33
Правила делового
разговора по телефону.
1
34
Обобщение знаний по
предмету «Этика».
Контрольная работа за
год.
1
Всего за год
34
30
№
пп
I
1
Тема
1
Составление
коллажа и
плана по тексту.
Запись определений.
Оценка поступков
других людей,
обоснование
собственной точки
зрения.
Составление
коллажа и
плана по тексту
Анализирование
ситуаций,
оформление
выводов.
Работа с
дидактическим
пособием «Как мы
разрешаем
конфликты». Запись
памятки.
- овладение
обучающимися
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в повседневной жизни.
- развитие у
обучающихся этических
чувств, проявления
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
Чтение текста с
пометкой
«непонятно»,
проведение анализа.
Составление
описательного
рассказа по плану.
Выполнение
контрольной работы
с тестовыми
заданиями и
открытыми
вопросами.
- побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы
поведения.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
Тематическое планирование 11 класс
Кол-во
Основные виды
часов
учебной
деятельности
Быт и экономика
молодой семьи
Понятие «экономика»
семьи
7
2
Разбор понятия
«экономика семьи».
Реализация
воспитательного
потенциала урока
(виды и формы
деятельности)
-установление
доверительных
отношений между
педагогом и
2
Понятие «быт семьи»
2
3
Атмосфера семьи
2
4
Обобщение знаний по
теме
1
II
5
Конфликты в семье
Понятие «семейный
конфликт»
7
2
6
Предотвращение
конфликтов
2
Запись определений.
Составление схемы.
Работа в тетради,
иллюстрациями,
презентацией.
Оформление
выводов.
Участие в беседе по
теме, ответы на
вопросы,
высказывание
собственного
мнения.
Разыгрывание
ролевых ситуаций с
обсуждением.
Заполнение таблицы.
Работа в тетради,
карточки с
тестовыми
заданиями.
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности.
- побуждение
обучающихся соблюдать
на занятии
общепринятые нормы
поведения.
- привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на
занятиях явлений,
организация их работы с
получаемой на занятиях
социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
- овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Просмотр
мультфильма
«Конфликт» Запись
определений.
Анализирование
ситуаций,
оформление
выводов.
Работа с
дидактическим
пособием «Как мы
разрешаем
- установление
доверительных
отношений между
педагогом и
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
7
Причины и последствия
разлада семейных
отношений
2
8
Урок обобщения знаний
1
III
9
Ребенок в семье
Что нужно знать
молодым родителям,
ожидающим ребѐнка
11
2
конфликты». Запись
памятки.
Анализирование
ситуаций,
оформление
выводов.
Работа в тетради,
карточки с
тестовыми
заданиями.
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности.
- побуждение
обучающихся соблюдать
на занятии
общепринятые нормы
поведения.
- овладение
обучающимися
навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия.
- развитие у
обучающихся этических
чувств, проявления
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
- использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе.
Просмотр
презентации,
видеоролика.
Оформление
установление
доверительных
отношений
между
педагогом и
10
Значение родителей для
ребѐнка
2
11
Роль
матери,
еѐ
обязанности
по
отношению к ребѐнку
2
12
Роль
отца,
его
обязанности
по
отношению к ребѐнку
2
13
Особенности воспитания
ребенка в различные
периоды его жизни
2
14
Урок обобщения знаний
1
выводов.
Просмотр
видеоролика.
Составление
коллажа по теме.
Обсуждение понятия
«социальная роль»:
мать.
Просмотр
презентации с
обсуждением.
Моделирование и
проигрывание
ситуаций
Обсуждение понятия
«социальная роль»:
мать.
Просмотр
презентации с
обсуждением.
Моделирование и
проигрывание
ситуаций
Составление сжатого
рассказа.
Обсуждение. Работа
с карточками.
Работа в тетради,
карточки с
тестовыми
заданиями.
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
их
познавательной
деятельности.
побуждение
обучающихся соблюдать
на
занятии
общепринятые нормы
поведения.
- привлечение внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на
занятиях
явлений,
организация их работы с
получаемой на занятиях
социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
формирование
у
обучающихся
способности
к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
- формирование навыков
готовности
к
самостоятельной жизни.
воспитание
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств.
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через
подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач
для
решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе.
Конфликты
с
родителями
Формирование
у
родителей
общих
взглядов на процесс
воспитания ребѐнка
Стиль
отношений
родителей и детей
9
17
Причины
конфликтов
между родителями и
детьми
1
18
Предупреждение
и
преодоление конфликтов
в
семье
между
родителями
2
19
Проблемы
взаимоотношений
1
IV
15
16
с
2
2
Сопоставление
результатов,
заполнение таблицы.
Ответы на вопросы.
Работа с текстом,
составление
вопросов
Решение
проблемных
ситуаций
«Поссорились».
Оценка поступков,
анализ проблемных
ситуаций,
определение причин
и следствий. Ответы
на вопросы, анализ
выводов.
Анализ схемы.
Высказывание
своего отношение к
поступкам героев
произведений,
кинофильмов, а
также своих
одноклассников,
учитывая
представления об
этических нормах и
правилах.
Составление
рассказа: «Права
установление
доверительных
отношений
между
педагогом и
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
их
познавательной
деятельности.
побуждение
обучающихся соблюдать
на
занятии
общепринятые нормы
поведения.
овладение
обучающимися
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия.
- формирование навыков
готовности к
самостоятельной жизни.
детьми в случае развода
родителей
20
Обобщение
теме
Всего за год
знаний по
1
ребѐнка». Опираясь
на ключ, вставить
пропущенные слова.
Выполнение
контрольной работы
с тестовыми
заданиями и
открытыми
вопросами.
34
Приложение
Годовая контрольная работа по этике и психологии семейной жизни.
10 класс
Выпишите в тетрадь или на листочек правильный ответ
1. Что изучает этика и психология семейной жизни?
А) Культуру поведения
Б) Взаимоотношения между членами семьи, влюбленными
В) Право, закон, ответственность
2. Что такое семья?
А) Группа людей
Б) Совокупность близких родственников, живущих вместе, члены которой связаны
общностью быта, взаимной помощью друг другу
В) Родители
3. Какие законы регулируют семейные отношения?
А) Семейный кодекс, Конституция
Б) Налоговый кодекс
В) Жилищный кодекс
4. Укажите возраст вступления в брак
А) 18, а иногда - 16 лет
Б) 18 лет
В) 14 лет
5. Когда отмечают праздник День семьи, любви и верности?
А). 7 апреля
Б) 8 июля
В) 12 декабря
6. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?
А) Незабудка
Б) Фиалка
В) Ромашка
Г) Роза
7. Укажите причины, не позволяющие вступать в брак (может быть несколько вариантов)
А) Разная национальность
Б) Уже состоят в браке
В) Разное вероисповедание
Г) Близкие родственники
8. Как меняется уклад в семье с рождением ребенка?
А) Происходит перераспределение обязанностей
Б) Всю домашнюю работу выполняет муж
В) Всю домашнюю работу выполняет жена
Выпишите в тетрадь только близких родственников
Мама, тетя, дядя, папа, брат, двоюродный брат, двоюродная сестра, сестра, дедушка,
прабабушка, бабашка, прадедушка
10.
Подберите определения, кем являются для тебя перечисленные члены семьи?
Например: сестра папы – это тѐтя
Мать мамы Отец папы Брат мамы Бабушка мамы Сын брата папы 11. Как надо вступать в брак? Выпиши правильные ответы.
По настроению, по расчѐту,
по соседски, по необходимости, просто так,
по
согласию, по любви, по достижении брачного возраста
12. Что означала на Руси данная традиция:
Когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой
верѐвкой.
А) Это означало, что семья в наступающем году может разлучиться.
Б) Ничего не означала, просто для развлечения.
В) Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.
13. Выпишите духовные связи в семье? Может быть несколько вариантов
А) Общий кошелек
Б) Общность взглядов, интересов
В) Любовь, взаимопонимание, дружелюбие, терпение
Г) Квартира, дача, гараж и другая недвижимость
Д) Семейные традиции
14. Напиши любые 2 семейные традиции
15. Папа получил премию (50 тыс. руб.) На что потратит семья премию, если нужно
купить:
А) шубу маме
Б) сыну велосипед
В) операцию для бабушки
16. Запишите семейный праздник.
А) 8 марта
Б) День учителя
В) День рождения
Г) 23 февраля
17. Запишите альтернативные формы брака. Может быть несколько вариантов.
А) Формальный брак
Б) Традиционный брак
В) Гостевой брак
Г) Неполная семья
Д) Гражданский брак
Е) Смешанная семья
Ж) Сознательное одиночество
Годовая контрольная работа по «Этике и психологии семейной жизни» 11 класс
Выбери правильное утверждение и поставьте в тетради нужную букву, не переписывая
вопрос:
1.
Государственным бюджетом называют:
А)
план доходов и расходов денежных средств страны
Б)
доходы страны
В)
расходы страны
2.
Налоги – это
А). Добровольные взносы
Б). Обязательные взносы В).
Расходы государства
3.
Проценты - это
А).
Прибыль от сбережений в копилке
Б).
Прибыль от сбережений в банке
В).
Прибыль от экономии в семье
4. Напиши статьи доходов семейного бюджета: (из чего складывается бюджет семьи)
-
5. По субъектам конфликта, конфликты в семье делятся на:
-
6. Последствиями семейных конфликтов являются (может быть несколько вариантов):
- угроза развода
- радостное настроение
- напряженность
- заключение брака
- чувство вины, тревога
- ухудшение физического здоровья
7. Что способствует созданию благоприятной атмосферы дома: (запишите хотя бы 5
пунктов)
-
8. Опека в семье – это:
А) система отношений, где преобладают приказ и насилие в семье
Б) независимое существование взрослых от детей
В) система отношений, при которых родители, обеспечивают удовлетворение всех
потребностей ребенка
Г) тип взаимоотношений, предполагающий общие цели и задачи совместной деятельности
семьи.
9. Сотрудничество в семье – это: (поставьте нужную букву вопроса под номером 8)
10. Напишите 3 пункта, которые характеризуют значение родителей в воспитании
ребенка:
-
11. Напишите роли мужчины –отца в семье: (хотя бы 5)
-
12. Выберите три главных правила воспитания ребенка:
1.
Необходимо любить ребенка, а значит заботиться о нем и проявлять внимание.
2.
Ребенка нужно чаще наказывать.
3.
Не делать за ребенка то, что он научился делать сам.
4.
Ребенку нужно позволять делать все, что он захочет.
5.
Сразу реагировать на что-то, что ребенок делает не так.
6.
Ребенка должна воспитывать только мать.
7.
Мальчиков лучше воспитывает отец.
13. Продолжите предложения
А) Когда я буду отцом (мамой), я никогда ...
Б) Когда я буду отцом (мамой), я всегда…
Проверочная работа по теме «Конфликты в семье, их последствия».
11 класс
Напишите, определение «Конфликт» с помощью ассоциаций, если это
Погода Растение –
Фрукт –
Продукт питания Прочитайте стихотворение, подчеркни одно из четырех слов, которое наиболее подходит
для описываемой ситуации:
мирная беседа
конфликт
сотрудничество
дружба
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьѐз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Сколько способов разрешения конфликтов мы разбирали на уроках?
-2
-3
-5
-4
4. Выберите правила, которые помогают супругам не конфликтовать
Думай только о себе.
В споре будь сдержан и тактичен.
Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Пусть все обязанности по дому выполняет один из супругов.
Часто обзывайся и ругайся.
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
5. Родители попросили тебя сходить в магазин, а ты смотришь кино. Разреши ситуации
способом КОМПРОМИСС
- досмотрю кино и схожу;
- сразу схожу;
- посмотрю половину и схожу;
- вообще не пойду.
Проверочная работа по теме «Быт и экономика семьи» 11 класс
1. Выбери правильное утверждение:
1.
1.
2.
3.
Государственным бюджетом называют
план доходов и расходов денежных средств страны
доходы страны
расходы страны
2.
1.
2.
3.
Доход государственного бюджета состоит из:
доходов предприятий и фирм
налогов, государственных пошлин, штрафов и др. платежей граждан и фирм
доходов граждан
3.
1.
2.
3.
Налоги – это
Добровольные взносы
Обязательные взносы
Расходы государства
4.
1.
2.
3.
Тех, кто платит налоги, называют
Налогоплательщики
Налогосборщики
Экономисты
5.
1.
2.
3.
Лучшим считается бюджет
В котором доходы меньше расходов
В котором доходы и расходы равны
В котором доходы больше расходов
6.
1.
2.
3.
В экономии доходов семейного бюджета принимают участие
Дети
Взрослые
Все члены семьи
7.
1.
2.
3.
Семейный бюджет складывается
Из доходов и расходов семьи
Только из доходов семьи
Из экономии семьи
8 . Дефицит бюджета – это
1. Превышение расходов бюджета над доходами
2. Превышение доходов над расходами
9. Экономия – это
1. Расточительное ведение хозяйства
2. Планирование и учѐт денежных средств
3. Различные платежи
10.
1.
2.
3.
Проценты - это
Прибыль от сбережений в копилке
Прибыль от сбережений в банке
Прибыль от экономии в семье
11. Гонорар это
1. Доход от частного предпринимательства
2. Авторское вознаграждение
3. Доход от сбережений в банке
2. Напиши статьи доходов и расходов семейного бюджета.
3. Выбери список необходимых платежей, покупок, товаров и услуг на сумму не более 120 р. Запиши по мере значимости.
Товар или услуга
Цена, руб. Ваш выбор
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
5
50
10
10
4
Транспортные расходы
Велосипед
Музыкальная (спортивная) школа
Книги
Компьютер
Игрушки
Платежи и налоги
Диски с мультфильмами
Посещение цирка
Посещение боулинга
Туристическая поездка
Поход в кино
10
15
10
5
40
5
30
6
6
7
80
4
4. Что нужно сделать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит
1. Нужно на чем-то экономить
2. Нужно делать сбережения
3. Не нужно ничего делать
5. Что можно сделать, если в вашем семейном бюджете образовалась экономия
1. Можно потратить излишки денежных средств на развлечения
2. Можно сделать сбережения
3. Не нужно ничего делать
6. На чем можно экономить. Выбери товары и услуги и запиши
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
Транспортные расходы
Велосипед
Музыкальная (спортивная) школа
Книги
Компьютер
Дорогие игрушки
Платежи и налоги
Диски с мультфильмами
Развлечения
Посещение боулинга
Туристическая поездка
Поход в кино