Половое воспитание
24.02.2025
Половое воспитание –
процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок
личности, определяющих полезное для общества отношения человека к
представителям другого пола. Подростковый период в отношении полового
воспитания – это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить
детей сексуальному здоровью. Особая актуальность этого вопроса связана с
характерным для современности ускоренным формированием структур и функций
детского организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием
психосексуальной сферы. Наряду с биологическими факторами это обусловлено
урбанизацией, условиями жизни и питания, методами родительского воспитания.
Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых моральных и
этических норм поведения, делая подростков особенно восприимчивыми и зависимыми
от сексуальных проблем, значительно затрудняя адекватное управление влечениями.
Психологические особенности младших школьников 7-10 лет
Дети этого возраста находятся на
конвекционном уровне нравственности, который характеризуется тем, что личность
подчиняется законам общественной нравственности, принятым окружающем ее
микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими представлениями
о добре и зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической
брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у
них возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы.
Психологические особенности младших подростков 11-12 лет
11-12 лет - начало пубертатного периода.
Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые
признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для
становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек
характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией
(непостоянным обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет
подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола,
именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения.
Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых
или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения,
прически, косметика и т.д.).
Психологические особенности старших подростков 13-15 лет
Девушки и подростки вступают в период половой зрелости.
Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено
как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет.
Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение,
заключающееся в построении отношений с противоположным полом. Для подростков
характерна полярность психики:
·
целеустремленность, настойчивость, импульсивность;
·
настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и
желаний что – либо делать;
·
повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях
быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
·
потребность в общении сменяется желанием уединиться;
·
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
·
романтические настроения нередко граничат с цинизмом,
расчетливостью, деструктивным поведением;
·
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков
Необходимо обеспечить подростка полной информацией о
физиологических изменениях, происходящих в организме при
половом созревании. О венерических заболеваниях, о существовании насилия в
сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции,
секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление
менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек,
поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть
здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить
навык) правилам личной гигиены.
1. Уважать потребности
своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать
их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного,
интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки
постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.
2. Быть тактичными и
осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью
данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что
вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть,
нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного
отношения к своим переживаниям.
3. Прививать скромность в
половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к
девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).
1. Разговаривать на любые
интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки
страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет
всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или
осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений,
подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку
пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.
2. Не сводить половое
воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими
указаниями, как поступать в том или ином случае.
3. Совместно находить
ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
4. Разграничить понятие
«любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием
«любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение.
Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что
сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения
зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой
любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной
способности наличествуют в душе каждого ребёнка.
5. Необходимо объяснять
подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного
формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих
влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных
отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить
с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет),
получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные
сексуальные отношения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.07.2025
Дата обновления: 07.07.2025
Дата публикации: 24.02.2025