Школьная служба медиации
03.05.2024
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ!
В
ШКОЛЕ РАБОТАЕТ
СЛУЖБА
МЕДИАЦИИ
Цель:
Освоение
навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций,
снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации
восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений
несовершеннолетних, создание условий успешной социализации несовершеннолетних.
Задачи:
1.
Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм
разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие
способы).
2.
Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса
цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности.
Организация просветительных мероприятий и информирование участников
образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной
медиации.
4.
Подготовка и проведение мероприятии по созданию и расширению информационного
пространства о восстановительных технологиях
5.
Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе
03.05.2024
В настоящее время среди способов урегулирования конфликта отчетливо доминирует тактика переговоров. При этом особой популярностью пользуется метод медиации. Само понятие «медиация» происходит от латинского слова mediatio — посредничество.
Медиация — это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).
Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта. Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав.
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
03.05.2024
ЕСЛИ ВЫ:
поругались или
подрались;
если вас обижают в
классе;
у вас что-то украли,
вас побили, и вы знаете обидчика и т.д.
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ
Работа службы медиации направлена на
помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения
могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон
конфликта.
Это альтернативный путь разрешения
конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не
будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача –
помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
Главными участниками встречи будете вы
сами.
МИССИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ:
Создается
альтернативный путь разрешения конфликтов
Конфликт превращается
в конструктивный процесс
Приобретаются навыки
активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
Улучшаются
взаимоотношения среди детей и взрослых
Развивается чувство
ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной
значимости
03.05.2024
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ
МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ:
1. Стороны признают свое
участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее
разрешить.
2. Сторонам больше 10
лет.
3. Стороны не употребляют
наркотические вещества и психически здоровы (поскольку они не могут брать на
себя ответственность за свои поступки).
4. Если в конфликте
участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого
ведущего.
Четырнадцать правил поведения в
конфликтных ситуациях:
1. Дайте партнеру
«выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему
снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно
или невозможно.
2. Потребуйте от него
спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать
только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и
эмоции.
3. Сбивайте агрессию
неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета,
задайте неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш
гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»).
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание
разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему
отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы
меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обману-тым». Не говорите: «Вы
грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите
сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь
препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или
условия, в которых приходится решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами!
Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите партнеру
высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты
решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из
него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр
вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что
следует искать взаимоприемлемые варианты решения.
7. В любом случае дайте
партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать
агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит.
Давайте оценку только его действиям и поступкам.
8. Не бойтесь извиниться,
если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера,
во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только
уверенные и зрелые личности.
9. Ничего не надо
доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может
доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицательные
эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и
соглашаться с «врагом».
10.
Замолчите первым. Если так уж
получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в
конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет
выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны,
а если одна исчезла — с кем ссориться?
11.
Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески
избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния
партнера. Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие
конфликта.
12.
Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно
прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом
хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект
страшной, разрушительной силы.
13.
Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и
партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого.
Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой
последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст
ему разгона.
14.
Независимо от результата разрешения противоречия
старайтесь не разрушать отношения.