Приложение к ООП ООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №19 г. Верхняя Тура
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Черчение
Классы
8–9
2024
Программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и федеральной
программы по черчению для общеобразовательных школ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы по черчению для
общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является
обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических
изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных
представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической
направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической
эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной
изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов,
анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного
общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34
часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс
Введение в предмет (1 час):
• значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные методы выполн ение чертежей с
использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в
школе;
• инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей (5 часов):
• понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
• линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, штрихпунктирная;
• сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
• применение и обозначение масштаба;
• некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия,
стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных
чисел;
• понятие о симметрии. Виды симметрии.
Геометрические построения (4 часа):
• делениеугловна равныечасти;
• деление отрезков на равные части;
• сопряжение;
• выполнение чертежей
построений.
предметов
с
использованием
геометрических
Способы проецирования (17 часов):
• проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
• прямоугольные проекции;
• выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций; _
• расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала;
• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
• анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел;
• нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета;
• нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание
поверхностей некоторых тел;
• анализ графического состава изображений;
• чтение чертежей детали;
• решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).
Сечения и разрезы (14 часов):
• сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
• разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разр зы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вид с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые слу чаи
разрезов;
• применение разрезов в аксонометрических проекциях;
• определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах;
Выбор главного изображения;
• чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
• решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (14 часов):
• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
" резьбовых соединений;
• работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей;
• выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
• обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация,
номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения;
• изображения на сборочных чертежах;
• некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка
сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
• чтение сборочных чертежей. Деталирование;
• выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами
конструирования.
Строительные чертежи (3 часа):
• понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы.
Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
• условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования;
• чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
• правила оформления чертежа;
• приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения
несложных аксонометрических изображений;
• последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
• рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму
предметов в натуре и по их чертежам;
• анализировать графический состав изображений;
• читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных
предметов;
• выбирать необходимое число видов на чертежах;
• осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
• основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
• типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
• условности изображения и обозначения резьбы;
• правила оформления сборочного чертежа;
• некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
• правильно выбирать главное изображение и количество изображений на
чертеже;
• выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
• читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
• анализировать форму детали по сборочному чертежу;
• -читать несложные строительные чертежи;
• пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной
литературой, учебником;
• применять полученные знания при выполнении графических и практических
работ. ,.
Список учебно-методической литературы
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб.
для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
2. В.И.Вынепольский.
Рабочая
тетрадь
к
учебнику
«Черчение»
А.Д.Ботвинникова,В.И.Виноградова, И.С.Вышнепольского. АСТ.Астрель
Москва.
3. Программа
общеобразовательных
учреждений.
Черчение.7-11
классы.Москва.Просвещение.2010.
4. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
5. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват.
учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
6. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова,
Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
7. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.:
Просвещение, 2000.
8. Поурочные разработки по черчению. Г.Г.Ерохина. 9 класс.-М.-ВАКО,2011.
9. Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику
«Черчение»/А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский.-4-е изд.,
дораб.М.:АСТ:
Астрель,
2010.
Тематическое планирование учебного материала по программе
«ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»
Количество часов: всего
№ п/п
34 часа; в неделю _1
Наименование разделов и тем
час; в год
Количество
часов
34
Сроки изучения
часа.
Примечание
1
Предмет «Черчение». Чёртёжные
инструменты и приёмы работы с ними.
1
1 неделя сентября
Введение, §1;
Ответить на
вопросы
2
1
2 неделя сентября
§2 рис.23 (2)
стр.21
3
Линии чертежа. Форматы, рамка.
Основная надпись. Графическая работа
№1
Шрифты чертёжные
1
3 неделя сентября
§2.4 рис.25
4
Шрифты чертёжные
1
4 неделя сентября
§2.4 рис.25
5
Правила нанесения размеров. Масштабы.
1
1 неделя
октября§
6
Графическая работа № 2.
Чертёж плоской детали.
1
2 неделя
октября
§2.5 и 2.6
рис.34 (5,6)
Повторить §2
стр. 30
7
Проецирование на одну плоскость проекции
1
3 неделя
октября
§ 3,4.1
рис 40,41,42
8
Проецирование на две плоскости проекции
1
§4.2
9
Проецирование на три взаимно
перпендикулярные проекции.
1
4 неделя
октября
1 неделя
ноября
10
Основные и местные виды.
1
Определение необходимого и
достаточного числа видов
Практическая работа № 3. Моделирование по 1
чертежу.
2 неделя
ноября
§5
рис 55 (8)
3 неделя
ноября
Повторить §5
стр. 44-45
12
Аксонометрические проекции
плоских фигур
4 неделя
ноября
§ 6.7,п.п 7.1,7.2
рис 61 (а,б);
таблица 1
13
Аксонометрические проекции плоскогранных 1
предметов
1 неделя декабря
§ 7.3 таблица 2
рис.63(11)
14
Аксонометрические проекции круглых
поверхностей. Технический рисунок.
1
2 неделя декабря
§8 рис 65(15)
15
Контрольный тест. Технический рисунок
1
3 неделя декабря
§ 10,11
рис 76-82
11
1
§4.2
рис 51(7)
Анализ геометрической формы предмета.
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел
1
4 неделя декабря
§10,11
рис 76-82
17
Проекции группы геометрических тел
1
3неделя января
§ 11.6
рис 83
18
Проекции вершин, рёбер и граней предмета
1
4 неделя января
§ 12
рис 90
19
Построение проекций точек на
поверхности предмета
1
1 неделя февраля
20
Графическая работа № 4
Чертежи и аксонометрические
проекции предметов.
Порядок построения изображений на
чертежах
1
2 неделя февраля
§ 12.2
рис.
94(26);95(27);
96(28);97(29)
стр. 79
рис 98,99
1
3 неделя февраля
§ 13.1,13.2
задание 30
16
21
22
Порядок построения изображений на
чертежах
1
4 неделя февраля
§ 13.3,13.4
рис 111 а,б,в,г;
112,113
23
Графическая работа № 5
Построение третьей проекции по двум
данным.
Нанесение размеров с учётом формы
предмета
Геометрические построения. Деление
окружности на равные части при
построении чертежа.
Сопряжения
1
1 неделя марта
стр. 92
рис 115
1
2 неделя марта
1
3 неделя марта
1
4 неделя марта
§ 14
рис 119-122
§ 15 п.п 15.1;
15.2
рис.124-129
§15 п.п 15.3,
15.4
рис 130-135
Графическая работа № 6
По наглядному изображению детали
выполнить чертёж, содержащий
Чертежи развёрток поверхностей
геометрических тел
1
1 неделя апреля
стр. 107
рис. 138
1
2 неделя апреля
§ 16,
рис.139-142
29
Порядок чтения чертежей.
1
3 неделя апреля
30
Практическая работа № 7
Устное чтение чертежа
1
4 неделя апреля
§ 17, упр.42,
рис 145
§ стр.115
рис.146
31
Выполнение эскизов деталей
1
1 неделя мая
§ 18 рис. 115(43)
стр.122
32
1
Графическая работа №8
Выполнение чертежа предмета в трёх видах с
преобразованием его формы
2 неделя мая
стр.117
рис. 150, 151
24
25
26
27
28
33
34
Графическая работа № 9 «Эскиз и
технический рисунок детали»
1
3 неделя мая
стр. 123
Графическая работа № 9 «Эскиз детали с
элементами конструирования»
1
4 неделя мая
стр.123-125
рис 156,157,160
*
'-.
«ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»
Количество часов: всего
№ п/п
1
2
3
4
34
Наименование разделов и
Примечания
часа; в неделю _1
тем
Обобщение сведений о способах
проецирования
Сечения
Правила выполнения
Графическая работа №12
Эскиз детали с выполнением
сечений.
Чертежи деталей с выполнением
сечений.
Работа по карточкам
Простые разрезы
час; в год
34
часа.
Количеств о часов Сроки изу чения
1
§19 вопросы,
рис. 161 (44)
2 неделя сентября §20,21,22
1
3 неделя сентября Повторить
1
1
1 неделя сентября
§ 20,21,22
рис. 177
4 неделя сентября Завершить
работу
1
1 неделя
октября
1
2 неделя
октября
1
3 неделя
октября
§23,24 (1,2,3)
вопросы 48
(рис.180)
Повторить §
23,24(1,2,3)
рис. 200
Повторить §
23,24(1,2,3)
Соединение части вида с частью
разреза.
Местные разрезы
Графическая работа № 14
Чертёж детали с применением разреза
1
4 неделя
октября
§24.4,25
рис 194(56)
1
1 неделя
Повторить
§24,25
10
Особые случаи построения разрезов
1
2 неделя
ноября
§26,27.1
рис.195(57)
11
Применение разрезов в
аксонометрических проекциях
1
3 неделя
ноября
§27.2
12
Определение необходимого и
достаточного числа
изображения на чертежах
1
4 неделя
ноября
§28,29
рис 186(52)
13
Графическая работа № 15
Чтение чертежей
Графическая работа № 16
Эскиз с натуры
1
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря
рис 206,207
15
Контрольный тест по теме
разрезы
1
3 неделя
декабря
16
Закрепление знаний о разрезах
1
4 неделя
декабря
17
Общие сведения о соединениях деталей
1
3неделя января
18
Изображение и обозначение резьбы
1
4 неделя января
5
6
7
8
9
14
Графическая работа № 13
Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза
Простые разрезы.
Работа по карточкам
ноября
1
Повторить
пройденный
материал
Повторить
§23,24,25
рис. 187(53)
Повторить
§23,24,25
рис.188(54)
§30 рис 209
§31 рис.211215(58)
19 Изображение болтовых и шпилечных
соединений
1
1 неделя
февраля
§32
рис.217(59)-219
20 Графическая работа № 17
Чертёж резьбового соединения
21 Шпоночные и штифтовые соединения
1
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
Карточки задания,
стр.173
§33, ответы на
вопросыустно/рис.224,228
22 Чтение чертежей, содержащих
изображение изученных соединений
деталей
23 Обобщение и систематизация сведений
о сборочных чертежах
1
4 неделя
февраля
Повторить §31-33
1
1 неделя марта
§34
рис.233
1
2 неделя марта
§34
рис. 235-237
25 Порядок чтения сборочных чертежей.
Условности и упрощения на сборочных
чертежах
26 Чтение сборочных чертежей.
Графическая работа № 18
1
3 неделя марта
§35,36
рис.240
1
4 неделя марта
Стр.193
рис.244
27 Понятие о деталировании
1
1 неделя апреля
28 Графическая работа № 19
Деталирование
1
2 неделя апреля
§37
стр.202 рис.251
§37 стр.208,
рис.258
29 Графическая работа № 20 Решение
творческих задач с элементами
конструирования
1
3 неделя апреля
стр.209
рис.259
30 Архитектурно- строительные чертежи
и их особенности
1
4 неделя апреля
§38
стр.212 рис.260
1
1 неделя мая
§39 стр.216
рис. 264-265
32 Графическая работа. № 21
- Чтение строительных чертежей
33
1
2 неделя мая
§40
34 Контрольная работа.
Графическая работа № 22
1
3 неделя мая
стр.218
24
31
Разрезы на сборочных чертежах
Размеры на сборочных чертежах
Условности изображения на
строительных чертежах
1