Рабочая программа по черчению 8-9

Приложение к ООП ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №19 г. Верхняя Тура

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Черчение
Классы

8–9

2024

Программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и федеральной
программы по черчению для общеобразовательных школ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы по черчению для
общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является
обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических
изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных
представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической
направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической
эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной
изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов,
анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного
общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34
часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс
Введение в предмет (1 час):
• значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные методы выполн ение чертежей с
использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в
школе;
• инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Правила оформления чертежей (5 часов):
• понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
• линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, штрихпунктирная;
• сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
• применение и обозначение масштаба;
• некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия,
стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных
чисел;
• понятие о симметрии. Виды симметрии.

Геометрические построения (4 часа):
• делениеугловна равныечасти;
• деление отрезков на равные части;
• сопряжение;
• выполнение чертежей
построений.

предметов

с

использованием

геометрических

Способы проецирования (17 часов):
• проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
• прямоугольные проекции;
• выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций; _
• расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала;

• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;

Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
• анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел;
• нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета;
• нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание
поверхностей некоторых тел;
• анализ графического состава изображений;
• чтение чертежей детали;
• решение графических задач, в том числе творческих.

9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).
Сечения и разрезы (14 часов):
• сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
• разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разр зы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вид с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые слу чаи
разрезов;
• применение разрезов в аксонометрических проекциях;
• определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах;
Выбор главного изображения;
• чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
• решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи (14 часов):
• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
" резьбовых соединений;
• работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей;
• выполнение чертежей резьбовых соединений; ,

• обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация,
номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения;
• изображения на сборочных чертежах;
• некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка
сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
• чтение сборочных чертежей. Деталирование;
• выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами
конструирования.

Строительные чертежи (3 часа):
• понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы.
Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
• условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования;
• чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

Контрольная работа (2 часа)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ

8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
• правила оформления чертежа;
• приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения
несложных аксонометрических изображений;
• последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
• рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму
предметов в натуре и по их чертежам;
• анализировать графический состав изображений;
• читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных
предметов;
• выбирать необходимое число видов на чертежах;
• осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей.

9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
• основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
• типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
• условности изображения и обозначения резьбы;
• правила оформления сборочного чертежа;
• некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
• правильно выбирать главное изображение и количество изображений на
чертеже;
• выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
• читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
• анализировать форму детали по сборочному чертежу;
• -читать несложные строительные чертежи;
• пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной
литературой, учебником;
• применять полученные знания при выполнении графических и практических
работ. ,.

Список учебно-методической литературы
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб.
для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
2. В.И.Вынепольский.
Рабочая
тетрадь
к
учебнику
«Черчение»
А.Д.Ботвинникова,В.И.Виноградова, И.С.Вышнепольского. АСТ.Астрель
Москва.
3. Программа
общеобразовательных
учреждений.
Черчение.7-11
классы.Москва.Просвещение.2010.
4. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
5. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват.
учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
6. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова,
Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
7. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.:
Просвещение, 2000.
8. Поурочные разработки по черчению. Г.Г.Ерохина. 9 класс.-М.-ВАКО,2011.
9. Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику
«Черчение»/А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский.-4-е изд.,
дораб.М.:АСТ:
Астрель,
2010.

Тематическое планирование учебного материала по программе
«ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»

Количество часов: всего
№ п/п

34 часа; в неделю _1

Наименование разделов и тем

час; в год

Количество
часов

34

Сроки изучения

часа.

Примечание

1

Предмет «Черчение». Чёртёжные
инструменты и приёмы работы с ними.

1

1 неделя сентября

Введение, §1;
Ответить на
вопросы

2

1

2 неделя сентября

§2 рис.23 (2)
стр.21

3

Линии чертежа. Форматы, рамка.
Основная надпись. Графическая работа
№1
Шрифты чертёжные

1

3 неделя сентября

§2.4 рис.25

4

Шрифты чертёжные

1

4 неделя сентября

§2.4 рис.25

5

Правила нанесения размеров. Масштабы.

1

1 неделя
октября§

6

Графическая работа № 2.
Чертёж плоской детали.

1

2 неделя
октября

§2.5 и 2.6
рис.34 (5,6)
Повторить §2
стр. 30

7

Проецирование на одну плоскость проекции

1

3 неделя
октября

§ 3,4.1
рис 40,41,42

8

Проецирование на две плоскости проекции

1

§4.2

9

Проецирование на три взаимно
перпендикулярные проекции.

1

4 неделя
октября
1 неделя
ноября

10

Основные и местные виды.
1
Определение необходимого и
достаточного числа видов
Практическая работа № 3. Моделирование по 1
чертежу.

2 неделя
ноября

§5
рис 55 (8)

3 неделя
ноября

Повторить §5
стр. 44-45

12

Аксонометрические проекции
плоских фигур

4 неделя
ноября

§ 6.7,п.п 7.1,7.2
рис 61 (а,б);
таблица 1

13

Аксонометрические проекции плоскогранных 1
предметов

1 неделя декабря

§ 7.3 таблица 2
рис.63(11)

14

Аксонометрические проекции круглых
поверхностей. Технический рисунок.

1

2 неделя декабря

§8 рис 65(15)

15

Контрольный тест. Технический рисунок

1

3 неделя декабря

§ 10,11
рис 76-82

11

1

§4.2
рис 51(7)

Анализ геометрической формы предмета.
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел

1

4 неделя декабря

§10,11
рис 76-82

17

Проекции группы геометрических тел

1

3неделя января

§ 11.6
рис 83

18

Проекции вершин, рёбер и граней предмета

1

4 неделя января

§ 12
рис 90

19

Построение проекций точек на
поверхности предмета

1

1 неделя февраля

20

Графическая работа № 4
Чертежи и аксонометрические
проекции предметов.
Порядок построения изображений на
чертежах

1

2 неделя февраля

§ 12.2
рис.
94(26);95(27);
96(28);97(29)
стр. 79
рис 98,99

1

3 неделя февраля

§ 13.1,13.2
задание 30

16

21

22

Порядок построения изображений на
чертежах

1

4 неделя февраля

§ 13.3,13.4
рис 111 а,б,в,г;
112,113

23

Графическая работа № 5
Построение третьей проекции по двум
данным.
Нанесение размеров с учётом формы
предмета
Геометрические построения. Деление
окружности на равные части при
построении чертежа.
Сопряжения

1

1 неделя марта

стр. 92
рис 115

1

2 неделя марта

1

3 неделя марта

1

4 неделя марта

§ 14
рис 119-122
§ 15 п.п 15.1;
15.2
рис.124-129
§15 п.п 15.3,
15.4
рис 130-135

Графическая работа № 6
По наглядному изображению детали
выполнить чертёж, содержащий
Чертежи развёрток поверхностей
геометрических тел

1

1 неделя апреля

стр. 107
рис. 138

1

2 неделя апреля

§ 16,
рис.139-142

29

Порядок чтения чертежей.

1

3 неделя апреля

30

Практическая работа № 7
Устное чтение чертежа

1

4 неделя апреля

§ 17, упр.42,
рис 145
§ стр.115
рис.146

31

Выполнение эскизов деталей

1

1 неделя мая

§ 18 рис. 115(43)
стр.122

32

1
Графическая работа №8
Выполнение чертежа предмета в трёх видах с
преобразованием его формы

2 неделя мая

стр.117
рис. 150, 151

24
25

26

27

28

33

34

Графическая работа № 9 «Эскиз и
технический рисунок детали»

1

3 неделя мая

стр. 123

Графическая работа № 9 «Эскиз детали с
элементами конструирования»

1

4 неделя мая

стр.123-125
рис 156,157,160

*

'-.

«ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»
Количество часов: всего
№ п/п

1
2
3

4

34

Наименование разделов и
Примечания

часа; в неделю _1
тем

Обобщение сведений о способах
проецирования
Сечения
Правила выполнения
Графическая работа №12
Эскиз детали с выполнением
сечений.
Чертежи деталей с выполнением
сечений.
Работа по карточкам
Простые разрезы

час; в год

34

часа.

Количеств о часов Сроки изу чения

1

§19 вопросы,
рис. 161 (44)
2 неделя сентября §20,21,22

1

3 неделя сентября Повторить

1

1

1 неделя сентября

§ 20,21,22
рис. 177
4 неделя сентября Завершить
работу

1

1 неделя
октября

1

2 неделя
октября

1

3 неделя
октября

§23,24 (1,2,3)
вопросы 48
(рис.180)
Повторить §
23,24(1,2,3)
рис. 200
Повторить §
23,24(1,2,3)

Соединение части вида с частью
разреза.
Местные разрезы
Графическая работа № 14
Чертёж детали с применением разреза

1

4 неделя
октября

§24.4,25
рис 194(56)

1

1 неделя

Повторить
§24,25

10

Особые случаи построения разрезов

1

2 неделя
ноября

§26,27.1
рис.195(57)

11

Применение разрезов в
аксонометрических проекциях

1

3 неделя
ноября

§27.2

12

Определение необходимого и
достаточного числа
изображения на чертежах

1

4 неделя
ноября

§28,29
рис 186(52)

13

Графическая работа № 15
Чтение чертежей
Графическая работа № 16
Эскиз с натуры

1

1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

рис 206,207

15

Контрольный тест по теме
разрезы

1

3 неделя
декабря

16

Закрепление знаний о разрезах

1

4 неделя
декабря

17

Общие сведения о соединениях деталей

1

3неделя января

18

Изображение и обозначение резьбы

1

4 неделя января

5

6

7

8

9

14

Графическая работа № 13
Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза
Простые разрезы.
Работа по карточкам

ноября

1

Повторить
пройденный
материал
Повторить
§23,24,25
рис. 187(53)
Повторить
§23,24,25
рис.188(54)
§30 рис 209

§31 рис.211215(58)

19 Изображение болтовых и шпилечных
соединений

1

1 неделя
февраля

§32
рис.217(59)-219

20 Графическая работа № 17
Чертёж резьбового соединения
21 Шпоночные и штифтовые соединения

1

2 неделя
февраля
3 неделя
февраля

Карточки задания,
стр.173
§33, ответы на
вопросыустно/рис.224,228

22 Чтение чертежей, содержащих
изображение изученных соединений
деталей
23 Обобщение и систематизация сведений
о сборочных чертежах

1

4 неделя
февраля

Повторить §31-33

1

1 неделя марта

§34
рис.233

1

2 неделя марта

§34
рис. 235-237

25 Порядок чтения сборочных чертежей.
Условности и упрощения на сборочных
чертежах
26 Чтение сборочных чертежей.
Графическая работа № 18

1

3 неделя марта

§35,36
рис.240

1

4 неделя марта

Стр.193
рис.244

27 Понятие о деталировании

1

1 неделя апреля

28 Графическая работа № 19
Деталирование

1

2 неделя апреля

§37
стр.202 рис.251
§37 стр.208,
рис.258

29 Графическая работа № 20 Решение
творческих задач с элементами
конструирования

1

3 неделя апреля

стр.209
рис.259

30 Архитектурно- строительные чертежи
и их особенности

1

4 неделя апреля

§38
стр.212 рис.260

1

1 неделя мая

§39 стр.216
рис. 264-265

32 Графическая работа. № 21
- Чтение строительных чертежей
33

1

2 неделя мая

§40

34 Контрольная работа.
Графическая работа № 22

1

3 неделя мая

стр.218

24

31

Разрезы на сборочных чертежах
Размеры на сборочных чертежах

Условности изображения на
строительных чертежах

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».