Информатика 10-12 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 10 – 12 классов

г. Верхняя Тура
2025
1

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Информатика» на
уровне основного общего
образования для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (редакция от 23.07.2013);
 на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 19.12.2014 № 1599;
 Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018г. № 345;
 Приказом №632 от 22.11.2019 О внесении изменений в перечень учебников;
 Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Примерной программой, созданной на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта;
 Адаптированной программой по информатике для СКК VII вида (Программы и
тематическое планирование для специальных (коррекционных классов VII
вида.)
Современный период общественного развития характеризуется новыми
требованиями к общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе,
предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего
поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета
созданы
условия
для
формирования
видов
деятельности,
имеющих
общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение,
преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики в 10,11 классах направлено на достижение следующих
целей:
• Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
2

• Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность
и планировать ее результаты;
• Развитие познавательных интересов,
способностей средствами ИКТ;

интеллектуальных

и

творческих

• Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и
этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной
информации;
• Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Реализация программы предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами при преподавании предмета являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения
познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями
совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её
участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач
коллектива; учёт особенностей различного ролевого поведения).
Особое внимание отводится практическим работам. Основная их направленность
реализация деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного
подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
При проведении занятий используются следующие методы обучения:
- Словесный (рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, работа с учебником, тест);
- Наглядный (наблюдение, демонстрация);
- Практический (упражнения, лабораторные и практические работы);
- Объяснительно – иллюстративный;
- Репродуктивный;
3

- проблемный
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- Метод изложения новых знаний;
- Применения новых знаний;
- Повторение и закрепления новых знаний;
- Контрольно-измерительные материалы.
На занятиях используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы
обучения, а также экскурсии, соревнования, викторины, конкурсы, праздники, КВН.
Используются разные виды уроков: сообщение новых знаний, комбинированный,
закрепления, повторительно- обобщающий, зачет, контрольный.
С целью сохранения и укрепления здоровья, учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая
смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
Раздел 1. Планируемые результаты предмета.
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Информатика» предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Планируемые личностные результаты учитывают
типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного
развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум
уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП
4

(вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 наличие мотивации к труду, работе на результат;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Минимальный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными
электронными ресурсами;
 пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
5

запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся).


10 класс











Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий с
компьютером
и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий с
компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.),
доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом
с помощью инструментов ИКТ.

Обучающиеся 10 класса должны знать:
1. Основные сведения об операционных системах.
2. Основные типы файлов.
3. Назначение служебных программ.
4. Основные сведения о сети Интернет.
5. Назначение электронной почты.
Обучающиеся должны уметь:
1. Изменять вид содержимого папки.
2. Определять тип файлов.
3. Устанавливать и удалять несложные программы.
4. Выполнять поиск информации в Интернете.
5. Использовать электронную почту на одном из сайтов Интернета.
6

6. Использовать программу Microsoft Word для написания документов, создания
таблиц и простых диаграмм.
7. Использовать программу PowerPoint для создания анимации и презентации.












11 класс
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий с
компьютером
и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий с
компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.),
доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом
с помощью инструментов ИКТ.

Обучающиеся 11 класса должны знать:
1. Основные сведения об операционных системах.
2. Основные типы файлов.
3. Назначение служебных программ.
4. Основные сведения о сети Интернет.
5. Назначение электронной почты.
Обучающиеся должны уметь:
1. Изменять вид содержимого папки.
2. Определять тип файлов.
3. Устанавливать и удалять несложные программы.
4. Выполнять поиск информации в Интернете.
5. Использовать электронную почту на одном из сайтов Интернета.
6. Использовать программу Microsoft Word для написания документов, создания
таблиц и простых диаграмм.
7. Использовать программу PowerPoint для создания анимации и презентации.
7

Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Раздел 2. Содержание курса информатики.
Содержание материала: Безопасная работа в сети Интернет, операционные
системы, типы файлов, общие понятия о служебных программах, программы:
установка и удаление. Понятие о сети Интернет. Электронная почта. Поиск
информации в Интернете. Документы Microsoft Word. Презентация PowerPoint,
Excel.
Практические работы. Работа в документе Microsoft Word. Поиск информации в
Интернете. Использование электронной почты. Создание презентации в
PowerPoint на заданную и свободную тему. Вставка фото, видео материалов в
презентацию.
10 класс.
Персональный компьютер как система (24 час.)
История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы
устройства ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая система
компьютера.
Современные технологии создания и обработки информационных
объектов (32 час.).
Обработка текстовой информации
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово,
символ). Технологии создания текстовых документов. Создание,
редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере.
Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски,
оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом.
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах.
Обработка графической информации
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов. Создание и редактирование графических изображений.
8

Сохранение графических изображений.
Электронные таблицы как средство обработки числовой информации.
Назначение электронных таблиц. Области применения и структура электронных
таблиц. Расположение данных в ячейках электронной таблицы. Использование
формул для расчета. Графическое представление данных в электронных
таблицах.
Компьютерные презентации.
Виды компьютерных презентаций. Слайдовые презентации. Разработка
структуры презентации. Создание и редактирование слайдов. Использование
шаблонов. Использование анимационных эффектов. Создание презентации на
школьную тематику.
Коммуникационные технологии (8 час.)
Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Использование
электронной почты. Безопасная работа в сети Интернет.
Итоговое повторение (4 час.)
Обобщение пройденного за учебный год.

11 класс.
Персональный компьютер как система (24 час.)
История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы
устройства ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая система
компьютера.
Современные технологии создания и обработки информационных
объектов (30 час.).
Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово,
символ). Технологии создания текстовых документов. Создание,
редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере.
Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски,
оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом.
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах. Создание личных и служебных документов.
9

Обработка графической информации.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов. Создание и редактирование графических изображений.
Сохранение графических изображений.
Электронные таблицы как средство обработки числовой информации.
Назначение электронных таблиц. Области применения и структура
электронных таблиц. Расположение данных в ячейках электронной таблицы.
Использование формул для расчета. Графическое представление данных в
электронных таблицах.
Компьютерные презентации.
Виды компьютерных презентаций. Слайдовые презентации. Разработка
структуры презентации. Создание и редактирование слайдов. Использование
шаблонов. Использование анимационных эффектов. Создание презентации на
школьную тематику.
Коммуникационные технологии (8 час.)
Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Использование
электронной почты. Безопасная работа в сети Интернет.
Информационное общество и информационная безопасность (6 час.)
Понятие информационной безопасности. Основные цели информационной
безопасности. Источники информационных угроз. Безопасная работа в сети
Интернет. Правовая охрана программ и данных. Защита информации от
компьютерных вирусов, защита от случайных угроз. Методы защиты
информации.

10

Раздел 3. Тематическое планирование.
10 класс
№ п/п

Тема

Количество
часов

1.

Правила безопасной работы с ПК. Правильно
организовывать рабочее место. .Персональный
компьютер как система.

2

2.

Операции с объектами файловой системы –
папками и файлами.

2

3.

Работа с объектами файловой системы. Создание
текстовых объектов

8

4.

Обработка графической информации

5

5.

Обработка числовой информации в электронных
таблицах.

7

6.

Создание презентаций.

4

7.

Коммуникационные технологии

4

8.

Итоговое повторение

2

Итого за учебный год

34

11 класс
№ п/п

Тема

Количество
часов

1.

Правила безопасной работы с ПК. Правильно
организовывать рабочее место за ПК.
Персональный компьютер как система.

1

2

Компьютер и его программное обеспечение.

2

Выполнение операций с объектами файловой
системы – папками и файлами.

3

3.

Представление информации в компьютере.

2

4.

Текстовые документы.

9

5

Объекты компьютерной графики.

4

11

6.

Обработка числовой информации в электронных
таблицах.

6

7.

Компьютерные телекоммуникации

4

8.

Информационное общество и информационная
безопасность.

3

Итого за учебный год

34

12 класс
№ п/п

Тема

Количество
часов

1.

Правила безопасной работы с ПК. Правильно
организовывать рабочее место за ПК.
Персональный компьютер как система.

1

2

Компьютер и его программное обеспечение.

2

Выполнение операций с объектами файловой
системы – папками и файлами.

3

3.

Представление информации в компьютере.

2

4.

Текстовые документы.

5

5.

Создание презентаций.

1

6

Объекты компьютерной графики.

1

7.

Обработка числовой информации в электронных
таблицах.

6

8.

Компьютерные телекоммуникации

4

9.

Информационное общество и информационная
безопасность.

3

Итого за учебный год

34

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».