МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования ГО Верхняя Тура"
МБОУ СОШ № 19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществоведение»
для 10-12 классов (1 вариант)
1. Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее –
ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №
1026;
Предмет "Обществоведение" играет важную роль в правовом воспитании
обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и
патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение
предмета может способствовать возможно большей самореализации личностного
потенциала выпускников специальной образовательной организации, их успешной
социальной адаптации.
Основные цели изучения данного предмета:
создание условий для социальной адаптации обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы
интеграции в современное общество,
формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально
активного поведения.
Основные задачи изучения предмета:
знакомство с Конституцией Российской Федерации;
формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин,
закон, правопорядок;
формирование основ правовой культуры обучающихся: уважения к законам,
законности и правопорядку, убежденности в необходимости соблюдать законы,
желания и умения соблюдать требования закона;
формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;
формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе;
формирование представлений о мерах ответственности за совершенное
правонарушение;
формирование нравственных понятий "добро", "порядочность", "справедливость";
формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;
воспитание познавательного интереса к предмету;
воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Планируемые результаты освоения предмета
2.1 Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни
14.1.
Предметные
результаты 10-12
классы
Минимальный уровень:
знание названия страны, в которой мы живем, названий государственных символов
России;
представление о том, что поведение человека в обществе регулируют
определенные правила (нормы) и законы;
знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
знание основных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации;
написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагогического работника),
заполнение стандартных бланков.
Достаточный уровень:
знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
представление о законодательной, исполнительной и судебной власти Российской
Федерации;
знание основных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации;
знание основных изученных терминов и их определения;
написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств; оформление стандартных
бланков;
знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует
обращаться для решения практических жизненных задач; поиск информации в
разных источниках.
2.2 Критерии оценки усвоения предмета
Оценка
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
3
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
(правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или
иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как
полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия /
отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Результаты овладения учебным материалом выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу
предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В
текущей
оценочной
деятельности
соотносятся
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков,
обучающихся с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов принимается во
внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
При оценке письменных работ по предмету «Обществоведение» следует
руководствоваться следующими нормами:
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
4
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Обществоведение»
предметной области «Человек и общество», определено ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и приведено в следующей
таблице.
Класс
Кол-во часов
В неделю
В обязательной части
В части,
формируемой
участниками образовательных
отношений
За год
Итого
10
11
12
1
0
1
0
1
0
34
34
102
34
10 класс
1. Введение
(3 часа). Кто такой гражданин? Наша Родина - Россия.
Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения
государственных символов России.
2. Мораль, право, государство (5 часов). Почему общество нуждается в
специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные нормы - правила
поведения людей в обществе. Что такое мораль, нравственность? Общечеловеческие
ценности. Понятия добра и зла. Правила вежливости.
3. Что такое право? (6 часов). Роль права в жизни общества и государства.
Конституция Российской Федерации - главный правовой документ в нашем государстве.
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка. Право - одно
из самых ценных приобретений человечества. Ценность современного права.
4. Что такое государство? (4 часа). Взаимосвязь государства и права. Признаки,
отличающие государство от других общественных образований. Право и закон.
Российское законодательство. Как принимаются законы в Российской Федерации.
Система российского права. Отрасли права. Всеобщая декларация прав человека, цели ее
принятия. Конвенция о правах обучающегося.
5. Конституция Российской Федерации (6 часов). Конституция Российской
Федерации - основной закон России. Структура и содержание разделов Конституции
Российской Федерации. Федеративное устройство государства. Организация власти в
Российской Федерации. Разделение властей. Президент Российской Федерации - Глава
государства. Местное самоуправление. Избирательная система.
6. Права и обязанности граждан России (10 часов).
Гражданство Российской Федерации (1 час). Ответственность государства перед
гражданами. Права и свободы граждан. Основные конституционные права граждан
России: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Основные
обязанности граждан России.
Основы трудового права (1 час). Труд и трудовые отношения. Трудовой кодекс
Российской Федерации. Право на труд. Дисциплина труда.
5
Основы гражданского права (1 час). Собственность и имущественные
отношения. Регулирование законом имущественных отношений. Охрана права
собственности граждан. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права (2 часа). Роль семьи в жизни человека и общества.
Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности обучающихся.
Декларация прав обучающегося.
Социальные права человека (1 час). Жилищные права. Право на медицинское
обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы (2 часа). Право человека на духовную свободу.
Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон
об образовании Российской Федерации.
Основы административного и уголовного права (1 час). Виды правонарушений
(преступления, проступки), юридическая ответственность за правонарушения.
Административное правонарушение и административная ответственность. Преступление
и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
Преступления против несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации (1 час). Суд, его
назначение. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка.
Примерное тематическое планирование
№
Раздел
Тема
Час
1 Введение
Кто такой гражданин? Наша Родина - Россия.
1
2,3
Государственные символы Российской Федерации. История
2
создания и изменения государственных симво лов России.
4 Мораль,пра
1
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль
во, государ
правил в жизни общества.
ство
5
Социальные нормы - правила поведения людей в обще стве.
1
6
Что такое мораль, нравственность?
1
7
Общечеловеческие ценности. Понятия добра и зла
1
8
Правила вежливости.
1
9
Что такое
право?
10,
11
12
13
14
15
Что такое
государство
16
17
18
19,
20
21
Конститу
ция Россий
ской Феде
рации
Роль права в жизни общества и государства.
1
Конституция Российской Федерации - главный право вой
документ в нашем государстве.
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюде ние
правопорядка.
Право - одно из самых ценных приобретений человече ства
Ценность современного права.
Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличаю щие
государство от других общественных образований.
Право и закон. Российское законодательство.
Как принимаются законы в Российской Федерации. Сис тема
российского права. Отрасли права.
Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия.
Конвенция о правах обучающегося.
Конституция Российской Федерации - основной закон
России. Структура и содержание разделов Конституции
Российской Федерации.
2
Федеративное устройство государства.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
6
22
23
24
25
26
27
28,
29
30
31
32
33
34
Права и обя
занности
граждан
России
Организация власти в Российской Федерации. Разделе ние
властей.
Президент Российской Федерации - Глава государства.
Местное самоуправление.
Избирательная система.
Гражданство Российской Федерации. Ответственность
государства перед гражданами. Права и свободы граж дан.
Основные конституционные права граждан России:
Основные обязанности граждан Рос сии.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Право на труд.
Дисциплина труда.
Основы гражданского права. Собственность и имущест
венные отношения. Регулирование законом имуществен ных
отношений. Охрана права собственности граждан.
Имущественные права и ответственность несовершенно
летних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и
общества. Этика семейных отношений. Домашнее хо
зяйство. Права и обязанности обучающихся. Декларация
прав обучающегося.
Социальные права человека. Жилищные права. Право на
медицинское обслуживание. Право на социальное
обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духо
вную свободу. Право на образование. Система образования в
Российской Федерации. Федера льный закон об образовании
Российской Федерации.
Основы административного и уголовного права. Виды
правонарушений (преступления, проступки), юридиче ская
ответственность за правонарушения. Преступление и
уголовное наказание. Ответственность за соучастие и
участие в преступлении. Преступления против несовер
шеннолетних. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд,
его назначение. Органы внутренних дел, их роль в защите
граждан и охране правопорядка.
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
34
11 класс
1. Введение (3 часа). Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской
позиции. Наша Родина - Россия. Государственные символы Российской Федерации.
2. Мораль, право, государство (5 часов). Социальные нормы - правила поведения
людей в обществе. Основные социальные нормы: запреты,обычаи, мораль, право, этикет.
Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества.
Моральная ответственность. Моральные требования и поведение людей. Правила
вежливости.
3. Что такое право? (6 часов). Нормы права (юридические нормы). Роль права в
жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации - главный правовой
документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие
7
соблюдение правопорядка. Сходства и различия норм права и норм морали. Нравственная
основа права.
4. Что такое государство? (4 часа). Признаки, отличающие государство от других
общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть.
Правоотношения. Отрасли права. Система права. Российское законодательство и
международное право.
5. Конституция Российской Федерации (6 часов). Конституция Российской
Федерации - основной закон России. Структура и содержание разделов Конституции
Российской Федерации. Определение Конституцией Российской Федерации формы
Российского государства. Организация власти в Российской Федерации. Разделение
властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть РФ.
Судебная власть РФ. Президент Российской Федерации - Глава государства. Местное
самоуправление. Избирательная система.
6. Права и обязанности граждан России (10 часов).
Гражданство Российской Федерации (1 час). Основные конституционные права
граждан России: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основные обязанности граждан России.
Основы трудового права (1 час). Право на труд. Трудовой кодекс Российской
Федерации. Трудовой договор. Трудовая книжка. Дисциплина труда. Виды наказаний.
Основы гражданского права (1 час). Собственность и имущественные
отношения. Регулирование законом имущественных отношений. Имущественные права и
ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права (2 часа). Роль семьи в жизни человека и общества.
Правовое регулирование семейных отношений. Этика семейных отношений. Права и
обязанности супругов. Права и обязанности родителей (законных представителей).
Социальные права человека (1 час). Несовершеннолетние как участники
жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на
социальное обеспечение.
Политические права и свободы (2 часа). Право человека на духовную свободу.
Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире.
Свобода совести.
Право на образование. Система образования в Российской Федерации.
Федеральный закон об образовании Российской Федерации.
Основы административного и уголовного права (1 час). Виды правонарушений
(преступления, проступки), юридическая ответственность за правонарушения.
Административное правонарушение и административная ответственность. Преступление
и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
Преступления против несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации (1 час). Суд, его
назначение. Правосудие. Прокуратура. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан
и охране правопорядка.
Примерное тематическое планирование
№
Раздел
Тема
Час
1 Введение
Страна, в которой мы живем, зависит от нашей граждан ской
1
позиции.
2
Наша Родина - Россия.
1
3
Государственные символы Российской Федерации.
1
4 Мораль, пра Социальные нормы - правила поведения людей в общест ве.
1
во, государ
Основные социальные нормы: запреты, обычаи, мо раль,
ство
право, этикет.
5
Что такое мораль, нравственность?
1
8
6
7
8
9
Что такое
право?
10,
11
12
13
14
15
Что такое
государство
16
17
18
19
Конститу
ция Российс
кой Федера
ции
20
21
22
23
24
25
26
27
28,
29
30
31,
32
Права,обяза
нности гра
ждан Рос сии
Функции морали в жизни человека и общества.
Моральная ответственность. Моральные требования и
поведение людей.
Правила вежливости.
Нормы права (юридические нормы). Роль права в жизни
общества и государства.
Конституция Российской Федерации - главный правовой
документ в нашем государстве.
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюде ние
правопорядка.
Сходства и различия норм права и норм морали.
Нравственная основа права.
Признаки, отличающие государство от других обществе нных
образований.
Право и закон. Источники права. Законодательная власть.
Правоотношения.
Отрасли права. Система права.
Российское законодательство и международное право.
1
1
Конституция Российской Федерации - основной закон
России. Структура и содержание разделов Конституции
Российской Федерации.
1
Определение Конституцией Российской Федерации фор мы
Российского государства. Организация власти в Рос сийской
Федерации. Разделение властей.
Законодательная власть Российской Федерации. Испол
нительная власть РФ. Судебная власть РФ.
Президент Российской Федерации - Глава государства.
Местное самоуправление.
Избирательная система.
Гражданство Российской Федерации. Основные кон
ституционные права граждан России: Основные обязан ности
граждан России.
Основы трудового права. Право на труд. Трудовой ко декс
Российской Федерации. Трудовой договор. Трудо вая книжка.
Дисциплина труда. Виды наказаний.
Основы гражданского права. Собственность и имущес
твенные отношения. Регулирование законом имуществен ных
отношений. Имущественные права и ответствен ность
несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и
общества. Правовое регулирование семейных отноше ний.
Этика семейных отношений. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей (законных пре дставителей).
Социальные права человека. Несовершеннолетние как
участники жилищно-правовых отношений. Право на ме
дицинское обслуживание. Право на социальное обеспе чение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную
свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные
верования и их место в современном мире. Свобода совести.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
9
33
34
Право на образование. Система образования в Российской
Федерации. Федеральный закон об образовании Российской
Федерации.
Основы административного и уголовного права. Виды
правонарушений (преступления, проступки), юридичес кая
ответственность за правонарушения. Административ ное
правонарушение и административная ответствен ность.
Преступление и уголовное наказание. Ответствен ность за
соучастие и участие в преступлении. Преступле ния против
несовершеннолетних. Ответственность несо вершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд,
его назначение. Правосудие. Прокуратура. Органы
внутренних дел, их роль в защите граждан и охране
правопорядка.
Всего
1
1
34
12 класс
1. Введение (3 часа). Кто такой гражданин? Наша Родина - Россия. Государственные
символы Российской Федерации. История создания и изменения государственных
символов России.
2. Мораль, право, государство (5 часов). Роль правил в жизни общества.
Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы.
Общечеловеческие ценности. Жизнь – самая большая ценность. Моральные требования и
поведение людей. Понятия добра и зла. Правила вежливости.
3. Что такое право? (6 часов). Нормы права (юридические нормы). Роль права в
жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации - главный правовой
документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение
правопорядка. Сходство и различие норм права и норм морали. Нравственная основа права.
Норма права как элемент права: структура правовых норм, их виды. Право - одно из самых
ценных приобретений человечества. Ценность современного права.
4. Что такое государство? (4 часа). Взаимосвязь государства и права. Признаки,
отличающие государство от других общественных образований. Право и закон. Российское
законодательство. Как принимаются законы в Российской Федерации. Система российского
права. Отрасли права. Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия. Конвенция о
правах обучающегося.
5. Конституция Российской Федерации (6 часов). Конституция Российской
Федерации - основной закон России. Структура и содержание разделов Конституции
Российской Федерации. Федеративное устройство государства. Организация власти в
Российской Федерации. Разделение властей. Президент Российской Федерации - Глава
государства. Местное самоуправление. Избирательная система.
6. Права и обязанности граждан России (10 часов).
Гражданство Российской Федерации (1 час). Ответственность государства перед
гражданами. Права и свободы граждан. Основные конституционные права граждан России:
экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Основные
обязанности граждан России.
Основы трудового права (1 час). Труд и трудовые отношения. Трудовой кодекс
Российской Федерации. Право на труд. Дисциплина труда.
Основы гражданского права (1 час). Собственность и имущественные отношения.
Регулирование законом имущественных отношений. Охрана права собственности граждан.
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
10
Основы семейного права (2 часа). Роль семьи в жизни человека и общества. Этика
семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности обучающихся.
Декларация прав обучающегося.
Социальные права человека (1 час). Жилищные права. Право на медицинское
обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы (2 часа). Право человека на духовную свободу.
Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон
об образовании Российской Федерации.
Основы административного и уголовного права (1 час). Виды правонарушений и
ответственность. Административное правонарушение и ответственность. Преступление и
уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
Преступления против несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации (1 час). Суд, его
назначение. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка.
Примерное тематическое планирование
№
Раздел
Тема
Час
1 Введение
Кто такой гражданин? Наша Родина - Россия.
1
2
Государственные символы Российской Федерации.
1
3
История создания и изменения государственных симво лов
1
России.
4 Мораль, пра Роль правил в жизни общества. Социальные нормы – пра вила
1
во, государ
поведения людей в обществе.
ство
5
Основные социальные нормы.
1
6
Общечеловеческие ценности. Жизнь – самая большая
1
ценность.
7
1
Моральные требования и поведение людей. Понятия доб ра и
зла.
8
Правила вежливости.
1
9 Что такое
Нормы права (юридические нормы). Роль права в жизни
1
право?
общества и государства.
10
Конституция Российской Федерации - главный правовой
1
документ в нашем государстве.
11
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюде ние
1
правопорядка.
12
Сходство и различие норм права и норм морали. Нравст
1
венная основа права.
13
Норма права как элемент права: структура правовых норм, их
1
виды.
14
Право - одно из самых ценных приобретений человечест ва.
1
Ценность современного права.
15 Что такое
Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличаю щие
1
государство
государство от других общественных образований.
16
Право и закон. Российское законодательство. Как прини
1
маются законы в Российской Федерации.
17
Система российского права. Отрасли права
1
18
Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия.
1
Конвенция о правах обучающегося.
19 Конститу
Конституция Российской Федерации - основной закон
1
ция Россий
России.
11
ской Феде
рации
20
21
22
23
24
25
26
27
28,
29
30
31,
32
33
34
Права и обя
занности
граждан
России
Структура и содержание разделов Конституции Россий ской
Федерации.
Федеративное устройство государства.
Организация власти в Российской Федерации. Разделе ние
властей.
Президент Российской Федерации - Глава государства.
Местное самоуправление. Избирательная система.
Гражданство Российской Федерации. Ответственность
государства перед гражданами. Права и свободы граж дан.
Основные конституционные права граждан России. Основные
обязанности граждан России.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Право на труд.
Дисциплина труда.
1
Основы гражданского права. Собственность и имущест
венные отношения. Регулирование законом имуществен ных
отношений. Охрана права собственности граждан.
Имущественные права и ответственность несовершенно
летних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и
общества. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйс тво.
Права и обязанности обучающихся. Декларация прав
обучающегося.
Социальные права человека. Жилищные права. Право на
медицинское обслуживание. Право на социальное обеспе
чение.
Политические права и свободы. Право человека на духо вную
свободу. Право на образование. Система образова ния в
Российской Федерации. Федеральный закон об об разовании
в Российской Федерации.
Основы административного и уголовного права. Виды
правонарушений, ответственность. Административное
правонарушение и ответственность. Преступление и уго
ловное наказание. Ответственность за соучастие и учас тие в
преступлении. Преступления против несовершенно летних.
Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд,
его назначение. Органы внутренних дел, их роль в защите
граждан и охране правопорядка.
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
34
12